Искусство древней Греции, Крит

Материалы » Искусство древней Греции, Крит

Страница 7

Узкий, изгибающийся под прямым углом коридор (т. газ коридор "собачьей ноги") ведёт из вестибюля Зала Двойной секиры в другую группу помещений, обрамлённых с двух сторон световым колодцем, которые получили название "Мегарон царицы". Он состоит из помещения с многопроёмными окнами и скамьями (собственно сам "Мегарон"), а также вспомогательных помещений (комнатой для омовений с глиняной ванной, "спальней", "уборной" и "косметическим кабинетом"). Главное помещение "Мегарона царицы" не имеет, как отмечал Б.Р. Виппер, "…ни выхода, ни свободного выхода на пейзаж, но зато с двух сторон обрамлено световыми шахтами". Но зато, помещение снабжено большими окнами, в качестве рамы для которых могли использоваться гипс или штукатурка. Столбы, отделяющие сам мегарон от портика, стоят не на полу, а на некотором возвышении (стилобате), к которому с обеих сторон были прикреплены деревянные скамьи, которые могли играть роль алтарей. В задней стене "Мегарона царицы" пробиты две двери. Одна из которых ведёт в ванную комнату, другая – через узкий коридор – в спальню, где стояла кровать на четырёхугольном гипсовом возвышении и к которой примыкала маленькая уборная, оборудованная со всеми удобствами. "Мегарон царицы" украшали прекрасные настенные росписи ("Дельфины", "Танцовщица", а также орнамент в виде спирали). Первоначально А. Эванс определил эти помещения как жилые покои, этой гипотезы придерживался и Дж. Грехем, реконструируя помещения с планом люстрального бассейна как ванные комнаты. Вместе с тем, он оговаривал, что большие залы (т.е. "Зал Двойной секиры") могли использоваться для торжественных приёмов и церемоний. В последние годы высказываются мнения, что комплекс Резиденции, скорее всего, имеет сакральный характер. На связь этих помещений с сакральной практикой указывают ряд признаков: знаки двойного топора, выбитые на стенах Зала Двойной секиры, сюжеты стенных декораций, предметы, найденные в комнатах и используемые в ритуальных действах. В связи с вышесказанным возникает ещё один вопрос — являлась ли ванная комната собственно ванной или люстральным бассейном. Это помещение отделено от зала невысоким парапетом, что делает уровень пола "ванной" ниже, чем залы. Кроме того, ванна не была найдена непосредственно в этом помещении, из чего следует, что она вообще там стояла, как предполагает реконструкция А. Эванса. Дж. Грехем предполагает, что в Кноссе под нынешним мощением пола из алебастра мог находиться на более глубоком уровне ранний пол. С. Алексиу полагает, что все помещения с планом люстральных комнат использовались в ритуальных целях, связанных с возлияниями (люстрациями) и магией дождя. В пользу этого свидетельствуют находки в люстральных комнат каменных ритонов. А для мытья использовались ванны. Как ещё одно доказательство культовой роли люстральных комнат Комплекса Резиденции говорит и то, что росписи подобной комнаты во дворце в Загросе изображают алтарь и белые рога посвящения на красном фоне.

В небольшом святилище, расположенном этажом выше "Мегарона царицы", был найден замечательный клад, состоящий из мелких вотивных предметов (играющий с быком акробат, статуэтка быка, миниатюрное изображение рыбы из золота, а также так наз. Бостонская богиня из золота и слоновой кости).

Южную часть восточного крыла занимало так называемое Святилище Двойных секир, комплекс помещений, дошедших до нас уже в видоизменённом состоянии и датируемых микенским временем. Р. Кастледен определил эти помещения как "Святилище раковины тритона" и "Святилище богини голубей" (которое функционировало около 1360 г. до Р.Х.)56. Здесь находилась сооруженная из камня скамья-жертвенник, на которой стояли статуэтки божества (т. наз. Богиня с голубями) и прочие культовые предметы. Имеется и "бассейн для очищений". Кроме того, обнаружены каменные пирамидальные подставки для двойных секир.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Важная информация:

Основания скопческой морали
По сознанию собственной исключительности и уровню аскетических требований русскому скопчеству найдется не много параллелей в мировой истории. Это религиозное учение — лишь одно из течений в рамках русского сектантства XVIII — начала XX вв ...

О фильме Андрея Тарковского "Зеркало"
"Зеркало"- фильм Андрея Тарковского (1974), один из самых сложных фильмов русского кинематографического модернизма, может быть, тем не менее, самый лучший, самый глубокий русский фильм. Прежде всего попытаемся разобраться с сам ...

Культура русского купечества
Европейское влияние, все глубже проникая в русскую жизнь, постепенно захватывало все более широкие слои общества. С развитием капиталистических отношений, по мере того как дворянство сходило с исторической сцены, на передний план стало вы ...