Искусство древней Греции, Крит

Материалы » Искусство древней Греции, Крит

Страница 5

К северу от трёхчастного святилища была лестница, ведущая с центрального двора в верхние этажи западного крыла. За лестницей, по линии фасада располагался т. наз. комплекс Тронного зала, состоящий из девяти помещений, уровень пола которых лежит ниже современного уровня центрального двора. К входу в первую комнату, оформленному портиком с тремя столбами, с центрального двора ведут четыре ступени. Культовое значение тронной залы было отмечено ещё А. Эвансом. Последние слои этого комплекса относятся к периоду Поздних дворцов, но основы комплекса были заложены, вероятно, ещё в период Старых дворцов, о чём может свидетельствовать скруглённый угол стены, включённый в сохранившуюся структуру и выходящий на центральный двор в северной части комплекса тронного зала. Такие углы были в Старом дворце Кносса. Тронная зала была соединена с центральным двором просторной Прихожей, оформление которой было почти подобно оформлению самого тронного зала: алебастровые скамьи у северной и южной стен; низкое основание, на котором стоял деревянный трон; чаша из порфира в центре. Через Прихожую попадаем в Тронный зал с алебастровым троном посередине северной стены и скамьями у северной, западной и южной стен. У южной стены находится также т. наз. Бассейн для очищений (люстральный бассейн), являвшийся, очевидно, ядром комплекса. Он отделён от залы парапетом с колоннами, в него ведут ряд ступеней. Пол зала оштукатурен и окрашен красным, что могло иметь ассоциации с выливанием крови в люстральный бассейн. В бассейне были найдены керамические и каменные сосуды. Стены главной залы были расписаны фресками с изображением грифонов на фоне гор. Трон был оформлен достаточно специфически: спинка была выполнена в виде горной вершины (подобное изображение гор есть на ритоне, найденном в Загросе), сидение имело декорацию, напоминающую вход в пещеру. Как предполагает М. Камерон, в тронном зале происходили ритуалы, связанные с явлением Великой Богини и восседание её на троне (это могла быть статуя или жрица, исполняющая роль божества). Форма трона также свидетельствует о том, что этот комплекс связан с Великой Богиней, одна из ипостасей которой была богиня горных вершин. Также В. Нимайер указывает на то, что тип люстральной комнаты развился из горных пещер, где проходили ритуалы в честь этой богини. По бокам от трона и вдоль остальных стен находились низкие гипсовые скамьи. К западу и северу от Тронного зала находятся закрытые помещения с сооружёнными из камня скамьями для статуэток божества и прочих предметов ритуальной утвари и сосудов, а также комната с облицованным камнем столом и рядом стульев, которая, по мнению В. Нимайера могла служить кухней, где готовились ритуальные блюда. Для ритуалов, имевших место в тронном зале было характерно ограничение количества участников, связанное, вероятно, с фактором посвящённости в мистерии. Так, наверное, большинство зрителей оставалось в на центральном дворе, участники церемонии, непосвящённые в таинства, пребывали в Прихожей, приобщённые к ритуальным действам могли присутствовать в самой тронной зале и наблюдать появление жрицы. Наибольшую степень сакральности имел люстральный бассейн, куда могли спускаться около двух человек. Как видно из описания и анализа западного крыла, помещения здесь разделяются на две части: склады и залы над ними, связанные (как и западный портик) с внешним (западным) двором, а также группа помещений, обращённых в центральный двор.

Центральный двор был вымощен плитками из известняка, поверх которых проложили дорожки, ведущие из города к западному входу, и на север — к театральному району и царской дороге. Как правило, двор был обнесён портиками, в которых чередовались столбы и колонны (так выше описан реконструируемый портик из столбов Кносского дворца). Пропорциональные соотношения между частями плана во всех дворах, присутствующих в критской архитектуре, почти одинаковы. Исходя из этого, Дж. Грехем отмечает, что дворы могли использоваться для неких действий, требовавших большого пространства и площадки определённых размеров. По мнению Дж. Грехема, таким ритуалом могла быть тавромахия (игры, борьба с быком). Зрители размещались в портиках или наблюдали за действием из окон верхних этажей. Промежутки между столбами или колоннами портиков были загорожены гипсовыми блоками высотой около метра, предохранявшими зрителей от нападения быков (образцы подобных блоков найдены в центральном дворе в Малии). Археологический материал, происходящий из Феста свидетельствует о том, что все проходы в центральный двор имели двери, которые, вероятно, во время игр закрывались, чтобы животные не ворвались во дворец. Часть западных складов Феста Дж. Грехем атрибутирует как стойла, где перед играми содержали быков. В северо-западной части центрального двора в Фесте найдена конструкция, которая представляла собой высокую платформу со ступенькой, по изображению на печати из Маллии известно, что подобная конструкция использовалась во время игр с быком. В силу этих данных можно предположить, что находящееся в центре западного фасада центрального двора кносского ансамбля трёхчастное святилище, также могло иметь значение места, где происходили жертвоприношения быков после игр и в криптах выполнялся ритуал пролития крови жертвы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Важная информация:

Буржуазия как анонимное общество
Миф связан с историей двояким образом: через свою лишь относительно мотивированную форму и через концепт, который историчен по самой своей природе. Диахроническое изучение мифов может быть ретроспективным (в этом случае мы создаем историч ...

Театр абсурда
Театр абсурда - общее название для драматургии поставангарда 1950 - 1970-х гг., наследовавшей принципам авангардного театра ОБЭРИУ и создавшей собственную поэтику абсурда. Главные представители театра абсурда - Эжен Ионеско, Семюэль Бекке ...

Ливий и этрусские женщины
На основе доступных нам данных источников существует общее убеждение, что женщины в этрусском обществе имели более привилегированный статус, чем традиционный в мире Греции и Рима. Их художественное изображение на саркофагах и погребальных ...