Искусство древней Греции, Крит

Материалы » Искусство древней Греции, Крит

Страница 9

Недаром мы так подробно рассмотрели планировку и специфику архитектурного решения Кносского дворца. Этот дворец будет выступать как своеобразный эталон при строительстве других подобных комплексов на Крите. Близок по размерам Кносскому дворец в Фесте, расположенный на южном побережье о-ва. Фесткий дворец был восстановлен после катастрофы Старых дворцов, но восстановлен, как отмечает Б. Р. Виппер, " более фундаментально, чем в Кноссе". Общий план близок в общих чертах кносскому дворцу, с той разницей, что главные помещения в Фесте расположены не на восток, а на север от центрального двора. В планировке Центрального двора заметно дальнейшее развитие идей, намеченных в Кноссе. Как считает Б.Р. Виппер это проявилось в том, что "…во-первых, двор имеет совершенно правильную симметричную форму. Главный вход с севера расположен не только точно в середине узкой стороны двора. Но и фланкирован двумя полуколоннами и двумя нишами, украшенными фресками… Другая отличительная особенность фесткого центрального двора заключается в том, что стены, окаймляющие его по широким сторонам, почти совершенно растворились в колоннах и портика. Вообще идея колоннады и её декоративного применения достигла в Фесте более богатого развития, чем в Кноссе". В Фестком дворце будет самый большой по площади ансамбль "Резиденции", расположенный к северу от центрального двора. Интересна не столько планировка этого ансамбля, сколько найденные ларнак (в политюроне), девять бронзовых лабрисов (в люстральной комнате), три ритона, один из которых в форме головы быка, и две пары рогов посвящения красного цвета (на лестнице).

Более скромным, по сравнению с Кноссом и Фестом, был дворец в Малии, на северном побережье о-ва, на восток от Кносса. При постройке дворцов в Маллии и Като Закро использовали планировку кносского дворца. Об этом свидетельствует изучение минойских поселений, в обоих случаях, наблюдается явное несоответствие ориентации дворцового комплекса и подступающих к нему с севера "городских кварталов", складывается впечатление, что дворец был насильственно "вписан" в уже сложившуюся ранее структуру поселения—планировка дворцовых построек в Маллии и Като Закро были сознательно смоделированы как уменьшенные и несколько видоизменённые копии кносского прототипа и внедрены прямо в центр поселений, уже существовавших здесь ранее и снесённых перед постройкой дворца комплексов протодворцового типа (как известный "квартал Мю"). Сам дворец в Малии меньше кноссокого, менее щедро украшен лестницами и колонными портиками, световые шахты отсутствуют и свет во внутренние пространства попадает только со двора или через портики и коридоры. Но сохраняются наиболее главные черты архитектурно-планировочного решения: центральный двор (его размеры почти равны размерам двора в Фесте), группы помещений, связанные между собой длинными коридорами. По мнению Б.Р. Виппера, во дворце в Малии есть "…более консервативный приём комбинации помещений — крючком, напоминавший ещё примитивное распределение пространств в неолитических хижинах; кроме того, в Маллии преобладает мало типичный для критской архитектуры портик с двумя (не одной) колоннами посередине". В северо-западной части дворца в Маллии располагался комплекс "Резиденции". Как в Кноссе, в Фесте, он удалён от основных внешних входов во дворец. План большого зала напоминает Кносс, а малого — Фест.

Критские дворцы являлись важными административными и хозяйственными центрами, но все эти функции были лишь производными от их основной — сакральной — функции. Согласно замечанию Ю.В. Андреева, " в представлении самих минойцев дворец несомненно был прежде всего святилищем, жилищем верховного божества или, по крайней мере, тем местом, где оно время от времени являлось своим почитателям". Ещё А. Эванс квалифицировал Кносский дворец как святилище, как жилище "царя-жреца", непосредственно связанного с великой богиней в качестве её сына и спутника. На преимущественно сакральную природу критских дворцов указывает не только обилие культовой утвари, найденной на этих территориях, сколько своеобразный облик дворцов, их месторасположение, их "вписанность" в окружающий ландшафт. Ю.В. Андреев приводит точку зрения В. Скалли, считавшего, что "основное назначение дворца заключалось в том, чтобы служить постоянно меняющейся сценой и декорациями для сложного ритуального действа, разыгрывавшегося в его дворах, коридорах, внутренних покоях. Само действо, в котором американский учёный склонен видеть сильно усложнённую модификацию древних пещерных обрядов эпохи палеолита, было тесно связано с идеей лабиринта и включало в себя длительное движение процессии адорантов по бесконечным коридорам дворца, постоянные переходы из тьмы в свет и обратно, всемозможные испытания, которым подвергались участники шествия (в их число могли входить игры с быками, по всей вероятности, происходившие в центральном дворе)". Тем самым, замечает далее Ю.В. Андреев, "сама планировка дворца, детали его внутреннего убранства как бы отразили в себе и запечатлели на долгое время основные перипетии этой праздничной церемонии или скорее цикла таких церемоний. Отсюда такие непременные элементы дворцовой архитектуры, как лабиринтообразные переходы, открытые дворы, павильоны, украшенные колоннами, крипты с подпорными столбами и т.п.". Неслучайно наиболее значительные из критских горных святилищ были открыты на горе Юктас, расположенной точно на оси Кносского дворца к югу от него; на горе Иде, занимающей точно такое же положение по отношению к Фесткому дворцу; на г. Дикте, соотносящейся с Маллией. Тем самым произошло формирование системы ритуальных комплексов, расположенных как за пределами поселения (в горах), так и внутри самого поселения. Сакральная природа дворца претворялась не только в специфике его архитектурно-планировочного решения, но и в системе росписи, декора. Исходя из вышесказанного становиться понятным, почему главным структурообразующим ядром планировки критского дворца был центральный двор, с которым были связаны практически все части дворца — ведь именно в нём и проходил обряд тавромахии. Вместе с тем центральный двор "…был лишь частью довольно сложной системы взаимосвязанных ритуальных площадок, каждая их которых могла служить местом действия для чередующихся актов единой религиозной мистерии". Тем самым, критский дворец выступал как грандиозная театральная декорация, на фоне которой отправлялись основные ритуалы этой культуры.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Важная информация:

Текстовые категории лингвовизуального феномена карикатуры
Признание карикатуры специфичной формой креолизованного текста в настоящее время не требует доказательств. Интерес для исследования представляет изучение характерных черт и особенностей данного вида текста, т.е. того, что позволяет назват ...

Современное сельское хозяйство
Французские романы XIX века давали бретонским крестьянам отрицательное и архаичное изображение. После второй мировой войны, эти последние боролись за то, чтобы сделать бретонское сельское хозяйство высокопроизводительным. Сельскохозяйстве ...

Светская беседа: опыт теоретического осмысления
Светскую беседу можно причислить к разряду речевых жанров, незаслуженно обойдённых вниманием жанроведов. Игнорирование данного речевого жанра (далее – РЖ), на первый взгляд, кажется странным: ведь с точки зрения языковой интуиции и речево ...