Искусство древней Греции, Крит

Материалы » Искусство древней Греции, Крит

Страница 1

Период "новых дворцов" (1700–1450 гг. до Р.Х.) явился временем наивысшего расцвета критской культуры. После катастрофы, уничтожившей предыдущую культуру "старых дворцов", критская цивилизация восстанавливается с новой силой, возводятся грандиозные дворцовые постройки. Центрами критской цивилизации этого периода стали Кносс, Фест, Маллия, Като Закро, Гурния. Новый период начался при гегемонии Кносса, который играет ведущую роль в политике, экономике, культуре острова. Именно этот период связан с легендарным царем Миносом, правящим островом; с его женой Пасифаей, родившего сына Астерикса в виде человека-быка и прозванного Минатавром; с героем Афин Тесеем, победившем Минотавра и увезшего с Крита дочь Миноса прекрасную Ариадну. В поздних греческих мифах, донёсших до нас эту информацию, Крит предстаёт процветающим могучим государством — его флот достигает берегов Сицилии, сыновья Миноса основывают новые города и переселяются в старые в Греции и Малой Азии (например, в Милет). Сам Минос даёт Греции первые законы. Всё это — сохранившиеся воспоминания о тех временах, когда минойская держава доминировала в Эгейском регионе, была сильна флотом, имела зависимые города на материке и на контролирующих прилегающих территориях (возрастает минойское влияние на Кикладах, сильнее всего это выражено на примере археологического материала, происходящего с о-вов Мелос, Делос, Фера и Кеос, также были поселения в Каграфосе и на Родосе и торговые порты у побережья Малой Азии — на Косе, Насосе, Симосе, Мелосе). Сильный флот способствовал успешной торговле со странами Средиземноморья, которая начала складываться и процветать ещё в период "старых дворцов". О торговых связях свидетельствуют найденные на Крите вещи из Египта, Месопотамии, с других частей Ближнего Востока, в то же время по всему Средиземноморью встречаются критские вазы. Ю.В. Андреев называет минойскую морскую державу и форму её управления "талоссократия". В период "новых дворцов" Кносс вступил в фазу своего наивысшего политического могущества, определяя внутреннюю политику на Крите, контролируя внешнеполитические отношения. В это время Кносс, по-видимому, является и религиозным центром критской цивилизации.

Архитектура. Так как от периода "новых дворцов" сохранились многочисленные остатки архитектурных сооружений, то начнём рассмотрение искусства Крита периода расцвета с их анализа. До сих пор вопрос о месте, где произошло их сложение, остаётся открытым. Условно постройки на Крите и сопредельных территориях этого периода принято делить на т. наз. дворцы и виллы.

Принято считать, что постройка "нового дворца" в Фесте начинается около 1550 г. до Р.Х.3 Возможно, что строительство дворцов в Кноссе, Маллии и Като Закро состоялась ненамного раньше. Вероятно, что между 1550 и 1450 гг. до Р.Х. на Крите окончательно оформилась схема дворцового ансамбля. Относительно появления "дворцового" типа построек, Ю.В Андреев пишет, что "не так уж далёк от истины Дж. Грехем, полагавший, что эта идея совершенно спонтанно, независимо от каких-то восточных аналогов возникла в мозгу "некоего критского Дедала"… Скорее всего это случилось в Кноссе, где был создан самый большой и самый сложный из всех известных комплексов этого типа". При этом, стоит упомянуть и о других точках зрения на процессы формирования критских дворцов. Так, Т. Вулли считает, что есть сходство между минойскими дворовыми комплексами и седьмым слоем дворца Ямли-Лима в Алалахе (Северная Сирия), датируемым 1770-1750 гг. до Р.Х.6 С. Худ, в свою очередь, сравнивает критские дворцы с комплексами в Беджисултане (Западная Анатолия). У. Вундерлихом была высказана идея о том, что при строительстве Кносса, критяне могли ориентироваться на построенный египетским фараоном Аменемхетом III храм, прозванный "Лабиринтом". Но при всех вышеозначенных взглядах, важно отметить следующее: сходство с малоазийскими постройками можно объяснить заимствованием или близостью двух культур, сходство же с ближневосточными постройками — скорее параллелизм в развитии архитектурных форм. К моменту сооружения дворцов приёмы строительства, даже взятые с других территорий, были уже полностью усвоены местной архитектурой. Дж. Грехем, сравнивая критские постройки с египетскими и месопотамскими, выделяет следующие особенности, присущие только Криту. Развитие плана идёт во вне от центрального двора, который служит смысловым центром композиции. В планировке принцип функциональности доминирует над принципом симметричности. Для освещения внутренних помещений используются световые шахты. Для ряда интерьеров характерно разделение залов рядом столбов с навешенными деревянными дверьм. Для интерьеров характерно использование люстральных комнат — помещений с пониженным уровнем пола, вымощенного алебастром. Применение в качестве опоры деревянных колонн, покрытых штукатуркой и ссужающихся к основанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Православный храм
Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим ...

О фильме Александра Сокурова "Скорбное бесчувствие"
"Скорбное бесчувствие" - фильм Александра Сокурова (1986) по мотивам пьесы Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1913 - 1919). Подзаголовок пьесы - "фантазия в русском духе на английские темы". Имелся в ...

Рембрандт. Чем пахнет живопись
В 1655 г. Рембрандт пишет полотно «Освежеванный бык». Тем самым в портретной галерее европейской живописи появляется фигура, не имеющая аналогов. Жестокость выставленного напоказ таит в себе скандальное намерение автора — ввести в изобра ...