Культура русского купечества

Материалы » Культура русского купечества

Страница 1

Европейское влияние, все глубже проникая в русскую жизнь, постепенно захватывало все более широкие слои общества. С развитием капиталистических отношений, по мере того как дворянство сходило с исторической сцены, на передний план стало выдвигаться другое сословие — купечество. Его роль особенно возросла после отмены крепостного права.

Купечество занимало промежуточное положение между дворянством и крестьянством. Относящееся к привилегированным классам по своему имущественному статусу, оно своими корнями уходило в народные массы. Очень часто купцами становились разбогатевшие крестьяне. С крестьянством купечество, продолжавшее хранить в быту традиции допетровской Руси, было связано и близостью жизненного уклада. В особенности это касалось старообрядческого купечества, а именно к старообрядцам принадлежали богатейшие купеческие фамилии: Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские. Это было не случайно. Строгие жизненные правила старообрядцев в людях определенного склада воспитывали сильный дух и непреклонную волю, способность идти к намеченной цели.

В XVIII - XIX вв. купечество дало множество примеров истинного благочестия. Из купцов происходил величайший святой нового времени преподобный Серафим Саровский. Не случайно свое учение о стяжании Святого Духа в беседе с Н. Мотовиловым он излагает, пользуясь торговой купеческой терминологией: Святой Дух должно стяжать, торгуя, т.е. пользуясь, теми подвигами, к которым каждый призван. Кому-то наибольшую прибыль доставляет пост, кому-то — милостыня, кому-то — терпение, и т.д. К купеческому сословию принадлежали и многие другие святые и подвижники. На средства купцов возводились и обновлялись храмы.

Аристократия относилась к купечеству с известной долей снисходительности, считая его нравы грубыми, образование — недостаточным. Европеизованной массе разночинцев это сословие также было чуждо главным образом, своей приверженностью старине. О купцах судили по сатирическим образам комедий Островского.

С легкой руки Добролюбова в среде революционной интеллигенции укоренилось представление о купеческой среде как о "темном царстве". Несмотря на свою очевидную поверхностность, такого рода суждения стали расхожими.

Идеализировать купечество было бы неправильно. Первоначальный капитал создавался методами далеко не всегда безупречными и с нравственной точки зрения многие родоначальники купеческих династий были весьма непривлекательны. Однако русский купец, будучи способен грешить, умел и каяться. "Даже в среде крупной буржуазии, среди богатых промышленников и купцов, были настроения, показывающие, что они как бы стыдятся своего богатства, и уж конечно сочли бы кощунственным называть право собственности "священным" — писал Н.О. Лосский. — Среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения". Меценаты и жертвователи, как правило, появлялись не в первом, и даже не во втором, а в третьем поколении купеческого рода. С одной стороны, воспитанные в традициях подлинного благочестия, с другой — получившие прекрасное образование, представители купеческих династий стремились быть полезными обществу. Купеческий синтез европейской образованности и русской церковности был не менее плодотворен для русской культуры, чем дворянский.

Крупнейшим центром купечества была Москва. Здесь деятельность купеческих династий особенно заметна. "Широкая благотворительность, коллекционирование и поддержка всякого рода культурных начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды," — писал летописец московского купечества П. А. Бурышкин. Чтобы показать широкий спектр деятельности купцов-благотворителей, приведем еще одну цитату из его книги "Москва купеческая": "Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В. Морозова, собрания икон С.П. Рябушинского, . Частная Опера С.И. Мамонтова, Художественный театр К.С. Алексеева — Станиславского и С.Т. Морозова, . М.К. Морозова — и Московское философское общество, С.И. Щукин — и Философский институт при Московском университете . Найденовские собрания и издания по истории Москвы . Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы, главным образом, семьей Морозовых . Солдатенков — и его издательство, и "Щепкинская" библиотека . Больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница, Бахрушинские, Хлудовские, Мазуринские, Горбовские странноприимные дома и приюты, Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Александровское коммерческое училище; Практическая Академия Коммерческих наук, Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования . были сооружены какой-то семьей, либо в память какой-то семьи . И всегда, во всем, стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу".

Страницы: 1 2

Важная информация:

Адреса Ф. М. Достоевского
Итак, первым «домом» Достоевского стал Инженерный замок. Сменивший на троне Екатерину II ее сын Павел боялся жить в Зимнем дворце, где многое напоминало ему о дворцовых заговорах и переворотах. И в 1797 – 1800 годах по его приказу возвел ...

К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв
В историко-литературном курсе проблема духовной ситуации России рубежа XIX - начала XX века не является предметом специального и пристального интереса. Школьная программа по литературе построена таким образом, что 10 класс завершается изу ...

Традиции
Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ни-ме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая. В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественно ...