К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв

Материалы » К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв

Страница 1

В историко-литературном курсе проблема духовной ситуации России рубежа XIX - начала XX века не является предметом специального и пристального интереса. Школьная программа по литературе построена таким образом, что 10 класс завершается изучением творчества Чехова, а 11 класс открывается поэтическим наследием Бунина. Вместе с тем проблема рубежа веков на теоретическом уровне давно разработана, а на уровне ее практического использования в школе пока еще не рассматривалась.

Для понимания специфики русской культуры период конца XIX-начала XX века имеет огромное значение. Из кризисных явлений XIX века вырастает уникальный творческий потенциал века ХХ. На рубеже веков национальное самосознание активизируется в своем поиске новых путей развития культуры и поиске новых художественных форм, чем подтверждается национальная особенность русской культуры и перспектива ее развития.

На рубеже XIX - ХХ вв. Россия как никогда осознала себя на перепутье временном (между двумя эпохами) и географическом (между Западом и Востоком). Это повлияло на самоощущение творческой личности: философов, поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей -и нашло отражение не только в образной системе, но и в мемуарной литературе А.Белого, А.Бенуа, Н.Бердяева, В.Розанова, Вс.Мейерхольда, И.Стравинского, в их переписке и воспоминаниях современников.

Философская система, представленная в трудах Вл.Соловьева, Н.Бердяева, Вас.Розанова и др, .дает концептуальные предпосылки для понимания культуры конца XIX века. На труды этих философов можно ссылаться, вводя учащихся в круг дальнейших проблем изучения литературы и культуры начала ХХ века.

Проанализировав собственное мироощущение, Н.Бердяев в книге "Самопознание" при помощи ключевых понятий сумел передать психологическую атмосферу жизни целого поколения "детей рубежа". Бердяев признавался, что ему всегда было свойственно чувство одиночества: "Я всегда был ничьим человеком, человеком своей идеи, своего призвания, своего искания истины. И это иногда предполагает разрыв с объективным миром" .

Одиночество, оторванность от мира - это следствие утраты мировой гармонии и невозможность найти выход из ситуации конца.

Вместе с одиночеством возникает чувство глубокой тоски, скуки, страдания. Тоска "может побуждать богосознание, но . есть также переживание богооставленности". Тоска становится выражением одиночества на фоне общего катастрофизма жизни, когда каждое ее явление воспринимается как конечное, финальное. Поэтому Бердяев писал: "У меня всегда была болезнь времени. Я всегда предвидел в воображении конец и не хотел приспособляться к процессу, который ведет к концу. Время есть тоска, неутомленность, смертоносность".

В сознании людей конца XIX века появляется не просто ощущение конца эпохи, но и апокалиптичность времени: "Я . стала тоже замечать, и не только в воздухе, но и в душе . все какая-то тревога и предчувствие какое-то зловещее .".

Подобные настроения были присущи целой группе современников конца XIX - начала XX в., которые независимо от возраста имели сходные идеалы, устои, взгляды на мир: так, А.Белый писал: "В 1900-1901 году мы подошли к рубежу с твердым знанием, что рубеж - Рубикон, ибо сами мы были рубеж, выросший из недр конца века".

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Событие
Для того чтобы определить, в чем специфика понимания события в культуре ХХ в. (допустим, по сравнению с ХIХ в.), перескажем вкратце сюжет новеллы Акутагавы "В чаще" (которая известна также в кинематографической версии - фильм А. ...

Национальная кухня
Приготовление пищи у индонезийцев породило множество поверий. Например, молодой девушке не рекомендуется петь во время готовки - иначе в мужья ей достанется старик. Считается также, что от сильного жжения во рту после острой пищи можно из ...

Искусство древней Греции, Крит
Период "новых дворцов" (1700–1450 гг. до Р.Х.) явился временем наивысшего расцвета критской культуры. После катастрофы, уничтожившей предыдущую культуру "старых дворцов", критская цивилизация восстанавливается с новой ...