К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв

Материалы » К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв

Страница 3

Для реализации своего творческого замысла Мейерхольд использовал особые сценические приемы: условные декорации, яркий грим, сложный пластический рисунок. Подробнее об этом можно прочитать в книге Рудницкого "Режиссер Мейерхольд".

Причину пристального внимания многих деятелей русского театра к творчеству Метерлинка Рудницкий объясняет так: "Смутность Метерлинка, к которой вдруг так жадно потянулась русская сцена, вполне соответствовала противоречиям между желанием осмыслить мир, жизнь, судьбу и неспособностью осмыслить Россию. Россия загадывала . загадки, которым инфернальность символизма . ассоциативно соответствовала".

Символизм на русской почве обрел свою вторую родину, стремясь предугадать судьбу России в ее глобальных переменах. Мейерхольд признавался: "Мой символизм возник из тоски по искусству больших обобщений". Круг проблем, подлежащих рассмотрению, и выразительные средства символизма на русской почве значительно изменились, так как это происходит с любым явлением при попытке перенесения его в другую национальную культуру.

О специфике русского символизма А.Белый писал: "Русская литература в близком видела дальнее, в страдании народа какими-то вторыми очами она видела страдание Божие, в борьбе с темными силами увидела апокалиптическую борьбу с драконом времени". Проблема национального самосознания рубежа веков в творчестве русских символистов оказывалась неизменно сопряженной с темой России: "Сама Россия оказалась нашей собственной душой", - писал А.Блок. И как подтверждение этому звучат строки:

Русь моя, жизнь моя,

Вместе ли нам маяться?

Таким образом, на русской почве символизм обретает особую духовную подоплеку, с одной стороны поднимается до уровня больших философских обобщений, а с другой - идет по пути психологизации своих образов.

Эта специфика русского символизма проявляется в пьесе А.Блока "Балаганчик" (1906). Хотя пьеса не входит в число традиционно изучаемых произведений А.Блока в школе, мы рекомендуем ее для рассмотрения. "Балаганчик" расширяет представление учащихся не только о творчестве А.Блока, но и в целом о самосознании русского художника на рубеже веков, так как произведение несет в себе не только синтез искусств, но и синтез различных культурных традиций: Запада и России. В пьесе действуют известные персонажи итальянской комедии dell`arte: Пьеро, Арлекин, Коломбина. Но у Блока традиционный любовный треугольник раскрывает историю несостоявшейся нереализованной человеческой любви, которую удивительно точно удалось передать в своей сценической интерпретации "Балаганчика" Вс.Мейерхольду (1906).

В постановке Мейерхольд с помощью особых режиссерских решений, организации пространства, костюмов, пластики сумел передать условность искусства и жизни в искусстве. Он писал: "Подмечаю кошмар всевозможных случайностей . сумму всяких мелочей жизни, синтезирую, указываю, как все случайно, как все смешено, как все ненужно, словом, - весел, когда спускаюсь на землю, потому что раскрывается марионеточность . на каждом шагу".

Мейерхольд намеренно психологизировал своих героев. Глубоко трагической личностью является Пьеро в исполнении самого Мейерхольда. "Победно звучит бубенчик Арлекино, - вспоминал Ауслендер, - мелькают страшные маски и он, белый Пьеро. Весь в острых углах, сдавленным голосом шепчущий слова нездешней печали, он какой-то колючий, пронизающий душу, нежный и вместе с тем дерзкий". "Его одухотворенность была равнозначна его уязвленности, но в этой-то ранимости Пьеро Мейерхольд . утверждал высший смысл призвания художника. Тема Пьеро читалась как тема горького и прекрасного одиночества, поэзии, искусства, обреченного быть непонятым". Мейерхольд в роли Пьеро передал своей игрой противоречия эпохи, показал ситуацию духовного кризиса художника и культуры в целом на рубеже веков.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Новые гипотезы о романских бронзовых воротах Софийского кафедрального собора в Новгороде
Романские Бронзовые ворота Софийского собора в Новгороде привлекают к себе внимание в течение столетий. В прошлом эти интересные с точки зрения истории искусства ворота упоминали в своих сообщениях главным образом путешественники, среди н ...

Памятники Среднего царства
Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания пр ...

Татуировки: хризантемы, драконы и молитвы
Все европейцы используют для обозначения подкожной инъекции краски чужое слово — татуировка (только некоторые особо важные ученые мужи предпочитают труднопроизносимое «дерматография»). Впервые этот термин — «татуировка» — был вроде бы заф ...