Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Материалы » Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Страница 3

Подобная политика Птолемеев привела к тому, что наиболее популярными женскими религиозными объединениями в среде полиэтничного населения Египта стали те, кто обслуживал культ цариц Арсинои II и Береники II в Александрии. Вероятно, это связано с деятельностью этих цариц в политической и культурной жизни страны. Так, Арсиноя II получила титул "братолюбивая" за бракосочетание с ее братом Птолемеем II. Во время замужества она управляла страной, о чем говорит то, что изображение Арсинои чеканили на монетах, ее именем назвали один из номов в Египте и множество поселений. Культ Арсинои II Филадельфы был учрежден после ее смерти в 239 г. до н.э.

Культ Береники II был введен в 211/210г. до н.э. ее сыном Птолемеем Филопатором. Поводом для ее обожествления после смерти стали выдающиеся достижения царицы на спортивном поприще: она любила участвовать в гонках на колесницах, где часто побеждала.

Эпонимное жречество Арсинои II носило название "canephoroi", или "носительницы корзин". Название происходило от основной функции жриц во время торжественных церемоний: они носили на голове священные корзины, сделанные из золота и содержащие приношения или утварь, необходимую для церемоний. Жрицы Береники II "athlophore" ("носительницы призов") во время шествий выносили призы победителям в спортивных соревнованиях.

Следовательно, проведение торжественных шествий, нацеленных на популяризацию правящей династии и отдельных ее представителей, было единственной функцией canephoroi и athlophore.

Если для служения в египетских храмах кандидаты должны были знать, помимо египетского, и греческий язык, ставший официальным языком Птолемеевского Египта, и происходить из жреческой семьи, то требования, предъявляемые к служительницам храмов обожествленных цариц, неизвестны. Тем не менее, некоторые общие требования можно выделить .

Во-первых, большинство известных в настоящее время служительниц этих культов носят греческие имена (Нисократа, Афенодора, Птолемея), что свидетельствует об их греческом происхождении. Во-вторых, они были хорошо обеспеченными, поскольку документы не упоминают жалованья, выплачиваемого им за службу. В-третьих, вероятно, не было возрастного ограничения для вступления в жречество. Так, например, девушка Белистише стала canephore в возрасте 30 лет.

Таким образом, сanephoroi и athlophore были религиозными женскими объединениями, организованными по инициативе правящей династии. Основная их функция заключалась в прославлении власти Птолемеев, а не в служении богу. В связи с этим обитатели храмов обожествленных цариц и египетских храмов отличались по своему составу.

Если на территории храмов обожествленных цариц жило только жречество, то в священном округе старых египетских храмов (пастофории), помимо жречества, жили катеки и гиеродулы люди, пришедшие в храм в поисках божественной защиты. В совокупности они сформировали объединение на религиозной основе при храме, в которое мог вступить любой желающий.

По словам К.К. Зельина, "гиеродулия форма зависимости, при которой человек, работая на храм, через посредство последнего находился, в сущности, в зависимости от царской администрации". С одной стороны, это было действительно так: гиеродулы не могли покинуть территорию храма, поскольку подписывали письменное заявление по приходу в храм, работали на его территории и отдавали храму либо часть, либо все свои доходы. Но, с другой стороны, они приходили в храм добровольно, что указывалось в их письменном заявлении: "я отдал себя [служителем храма Сараписа]",говорит некто Гермаис. Приходя в храм, они совершали акт посвящения себя храму, причем на пожизненный срок. Так, некая женщина Танебтюнис посвящает себя храму бога крокодила Сокнебтюниса на 99 лет. За это она просит Сокнебтюниса защищать ее, сохранить ее здоровье и охранить ее от всяких злых духов. Итак, чтобы получить покровительство храма, люди добровольно подписывали обязательство трудиться на благо храма.

Статус гиеродула мог стать наследственным. Об этом свидетельствует то, что Танебтюнис посвящает себя как служительница храму вместе со своими детьми и детьми ее детей. Поэтому, вероятно, гиеродулами становились люди, попавшие по тем или иным причинам в затруднительную ситуацию и находившиеся в тяжелом материальном положении (бедняки, инвалиды). Возможно, именно это объясняет их официальный статус в храме как "рабов бога": они добровольно признавали власть бога над собой. Посредством гиеродулии они старались обеспечить не только себя, но и своих детей необходимыми средствами существования и божественным покровительством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Миф как похищенный язык
В чем суть мифа? В том, что он преобразует смысл в форму, иными словами, похищает язык. Образ африканского солдата, бело- коричневый баскский домик, сезонное понижение цен на фрукты и овощи похищаются мифом не для того, чтобы использовать ...

Музыка
Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась в результате взаимо-действия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов. Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь ...

Гуманитарное знание
При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека поги ...