Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Материалы » Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Страница 6

Александрийских евреев объединяло стремление к сохранению иудейских обычаев, поэтому граждане еврейской политевмы в большей степени, чем греки, сопротивлялись проникновению греческих традиций в их повседневную жизнь. О сопротивлении евреев этому влиянию рассказывает II книга Маккавеев, написанная примерно в 145 г. до н.э.: "с тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на праздник Диониса принуждали иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса" (II книга Маккавеев, VI, 7).

Или: "две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей; и за это, привесивши к сосцам их младенцев и пред народом проведши по городу, низвергли их со стены" (ibidem. 10). Недовольство египетского населения вызывал обряд жертвоприношения иудеев: египтяне воспринимали жертвоприношение агнцев в синагогах надругательством над египетским обычаем почитания овна как священного животного. Хотя такие обычаи иудеев, как обрезание, жертвоприношение агнцев вызывали непонимание как греков, так и египтян, но их при новые исследования стр. 23 верженность своим обычаям вызывала уважение, о чем свидетельствует III книга Маккавеев: "добрым исполнением всего справедливого они приобрели благоволение" (III книга Маккавеев, III, 3).

В начале II в. до н.э. евреи стали допускать отступления от некоторых традиционных правил. Например, они перешли с родного арамейского языка на греческий при отправлении служб в синагогах в связи с переводом Торы на греческий язык при Птолемее Филадельфе. В повседневной жизни евреи также начинают использовать два языка. Так, имена похороненных евреев на кладбищах Александрии написаны по-гречески и по-арамейски: Гедина, жена или дочь Мордехая (по-гречески), два мастера – монетчика, Забнай и Аммай (написаны по-арамейски на монетах в захоронении Дельты).

Если в сфере религии евреи стремились обособиться от остального населения, то в экономической жизни столицы они, напротив, принимали активное участие и занимались торговлей, ремеслом и ростовщичеством, стремясь интегрировать в египетские и греческие экономические объединения. Это объяснялось тем, что иудаизм в меньшей степени, чем греческая религия, носившая публичный характер, был направлен на оказание внешнего воздействия на верующего. Интровертность религии Востока в сочетании с экстравертностью античной религии создавала в столице эллинистического Египта особую атмосферу постоянного праздника, что выражалось в устроении пышных священнодействий на улицах Александрии, фестивалей в честь обожествленных царей Птолемеев и мистерий.

Помимо политевм, объединявших большинство пришлого населения Египта, здесь существовало множество мелких этнических объединений, почитавших своих богов. Так, например, сирийцы и финикияне чтили Адониса умирающего и воскресающего бога плодородия.

Религиозная основа служила не только фундаментом этнических и гражданских объединений в Птолемеевском Египте, но и являлась неотъемлемым атрибутом административного деления страны.

Со времен фараонов каждый египетский ном и город имели своего "личного" бога покровителя. Почитание именно этого божества было характерной особенностью местности. При этом местный бог представлял собой антропоморфного тотема и являлся в образе животного. Так, на острове Элефантина, расположенного у первого порога Нила, почитали Хнума бога плодородия, изображаемого в виде барана или человека с головой барана. При Птолемеях отправление культа определенных божеств в различных областях Египта стало отличительной особенностью египетской хоры, поскольку греческие полисы в Египте почитали не животных данной местности, а основателя города. Так, известен городской культ Птолемея I как основателя Птолемаиды в Фиваиде, Александра Македонского в Александрии, Арсинои Филадельфы в Арсиноитском номе. Поэтому можно считать, что города и отдельные местности Египта также являлись локальными религиозными объединениями, наряду с их важной ролью в социально – экономической и политической жизни страны.

Подводя итог, следует сказать, что в Птолемеевском Египте существовали различные по форме религиозные объединения:

1. Египетский храм представлял собой оформленный легально религиозный институт с жесткой внутренней иерархией, мужской по составу служащих и консервативный в традициях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Событие
Для того чтобы определить, в чем специфика понимания события в культуре ХХ в. (допустим, по сравнению с ХIХ в.), перескажем вкратце сюжет новеллы Акутагавы "В чаще" (которая известна также в кинематографической версии - фильм А. ...

Изменения в египетской религии
Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не все оставалось неизменным. Общая линия развития состояла, во-первых, в постепенном слиянии местных культов и объединении их ...

Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыта
В первом выпуске альманаха Studia culturae мы обращались к проблеме взаимосвязи между стратегиями удовольствия и формируемым культурой телесным опытом, рассматривая с этих позиций интериоризацию цивилизационного императива «наслаждения вк ...