Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Материалы » Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Страница 5

Письма Птолемея из собрания "Папирусов Мемфисского Серапея" рассказывают не только о внешнем контроле над поселенцами (обыски, царские визиты в храм), но и о внутренних распрях между ними. Вражда была основана на этнической неприязни. В одном из своих писем царю Птолемей пишет (UPZ, No 12): "25 числа месяца Пауни я пришел в находящуюся в святилище овощную лавку, чтобы купить бобов. А торговец не хотел продать мне тех бобов, которые продавал всем, а хотел дать мне худшего качества. Но, так как я хотел приобрести хороший товар, то он с угрозами дал мне, и я, взяв, удалился в свой пастофорий. После же этого пришли его братья, Петаут и Теос, с палками и самым непристойным образом ворвавшись в пастофорий, оскорбляли и избивали палками меня они, погонщики ослов!" Следовательно, даже в кризисных ситуациях, возникавших в повседневной жизни Птолемея, он ставил себя выше египтян, называя их "погонщиками ослов".

В то же время "Папирусы Мемфисского Серапея" свидетельствуют, что эллины и египтяне могли быть друзьями.

Так, Птолемей взял под свою защиту двух египтянок, Тауэс и Таус дочерей его умершего друга (UPZ, No 18 19).

Как рассказывают папирусы, их отец был убит греческим солдатом Филиппом, которого подговорила на убийство мужа жена друга Птолемея Нефорис, сбежав с Филиппом. После убийства мать выгнала дочерей, и они обратились за помощью к Птолемею. Птолемей взял их под свое покровительство, и сестры стали служительницами Серапея.

Итак, "Папирусы Мемфисского Серапея" проливают свет на повседневную жизнь поселенцев. Они свидетельствуют о том, что храмовые поселенцы имели связь с внешним миром, т.е. поддерживали отношения с родственниками и друзьями, жившими за пределами Серапеума, хотя сами никогда не покидали храмовой территории, как и жрецы храма. Судя по папирусам, катеки и гиеродулы представляли собой религиозное объединение по форме (сосредотачивались при храме) и по содержанию (за служение божеству стремились получить его милость). При этом катекия и гиеродулия контролировались как жречеством храма, так и царской властью.

Административным объединением, сформированным на религиозной основе, стала политевма.

Политевма "это этническое объединение лиц, находящихся вне родины и пользующихся религиозной и административной автономией", т.е. политевма представляла собой автономную единицу, имевшую свою внутреннюю организацию. Религиозная основа политевмы была необходима с точки зрения сохранения своей религиозной принадлежности в полиэтничном эллинистическом городе.

В Птолемеевском Египте отмечается наличие двух наиболее многочисленных политевм, проживавших в столице, греческой и еврейской, причем их внутренняя организация была различной. Члены греческой политевмы Александрии назавались "гражданами", "александрийцами" и делились на филы. Один из папирусов III в. до н.э. отмечает, что в Фивах существовало 5 фил, каждая из которых делилась еще на 12 дем, а каждый дем делился на 12 фратрий. Каждая фила имела собственное название, и все лица, принадлежавшие к данной филе, назывались ее гражданами. Из числа александрийских фил до наших дней дошли только названия двух фил: фила Диониса (греческого бога плодородия, от которого вели свое происхождение Птолемеи) и фила Птолемеев. В филе Диониса все граждане носили имена богов из мифов, связанных с Дионисом (Алтея, Ариадна и др). Названия дем также могли происходить либо от имени бога (известен один александрийский дем имени Геракла), либо носить имя какоголибо известного гражданина (известен один дем имени Леоннатуса (Leonnatus) сослуживца Птолемея I, участвовавшего вместе с ним в войнах под предводительством Александра Македонского) .

Таким образом, религиозная основа политевмы выражалась в религиозном названии составляющих ее фил и дем, но не в почитании только греческих богов ее гражданами. Для греческой политевмы был характерен ярко выраженный религиозный синкретизм: греки отождествляли греческих богов с египетскими, о чем свидетельствуют античные писатели Геродот и Диодор.

Евреи жили в восточной части Александрии и занимали два квартала.

Сведения о еврейской политевме Александрии сообщает "Письмо Аристея", датируемое концом II в. до н.э. В нем рассказывается, что на о. Фарос перед собравшимися там евреями была прочитана Тора, переведенная на греческий язык ("Септуагинта"). Далее там говорится: "Священники, высокочтимые переводчики из корпорации [политевмы], а также начальники множества [плетос] прокляли всякого, кто бы осмелился предложить свой перевод". Из письма следует вывод, что еврейскую политевму составляли служители еврейских синагог и магистраты, возглавлявшие "обычных" евреев (плетос).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Отели и категории
Нуса Дуа Amankila 5* Amannusa 5* Bali Hilton International 5* Discovery Kartika Plaza 5* Grand Hyatt Bali 5* Grand Mirage Resort 5* Melia Bali Villa&Spa Resort 5* Nusa Dua Beach Hotel Spa 5* Sheraton Nusa Indah Resort 5* ...

Римский театр императорской эпохи
В I в. до н. э. республика в Риме пала. После убийства Цезаря и победы над Антонием в 31 г. до н. э. императором в Риме стал Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Священный"). Август хорошо понимал обществ ...

Искусство древнего Рима
римское искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства - рим ...