Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Материалы » Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Страница 4

Гиеродулы владели различными профессиями. Среди них были ремесленники по обработке камня, дерева, металла, строители, пастухи. При этом они арендовали у храма землю и обрабатывали ее.

Вместе с гиеродулами в храмовом пастофории проживали катеки люди, имевшие близкий к гиеродулам статус.

К.К. Зельин, ссылаясь на мнение немецкого историка L.Delecat, определяет статус катеков как "гиеродулов, получивших освобождение от рабства и поэтому допускаемых к непосредственному обслуживанию храма, тогда как гиеродулы, как рабы бога, не допускались к службе внутри храма и занимались обработкой земли и ремеслом". Другими словами, статус катека был выше статуса гиеродула и приближал человека к служению божеству в святилище. Человек становился катеком "по приказанию бога", которое верующий получал во время священного сна в святилище Сараписа (UPZ, II, 66), а не по воле жреца.

Другие критерии для смены статуса гиеродула на статус катека на настоящее время неизвестны. В связи с этим можно согласиться с мнением К.К.Зельина, что гиеродулы и катеки не имели принципиальных различий в статусе, но их многое объединяло в идеологическом плане. Как и гиеродулы, катеки посвящали себя храму на определенный срок: катек Птолемей в Мемфисском Серапейоне посвятил себя храму на 20 лет, катек Гермаис на 8 лет (UPZ, 6., демотический папирус). Обе категории поселенцев храма признавали над собой власть бога. Именно поэтому за ними осуществлялся надзор не только со стороны жречества, но и со стороны царской власти: при храме жил представитель администрации нома, в котором находился храм, а также был отряд полиции "филакиты". Папирусы No 14-15 собрания "Папирусов Мемфисского Серапея" свидетельтвуют, что в храм регулярно приезжал царь (UPZ, No 14 – 15).

Для аудиенции у царя при храме имелся особый павильон, где поселенцы могли подать ему свои жалобы. Так, катек Птолемей просит царя о зачислении своего младшего брата Аполлония, проживавшего в хоре, в кавалерийский отряд (UPZ, No 14). Птолемей так объясняет цель своей просьбы: жалованья Аполлония им хватит на двоих и, будучи солдатом, Аполлоний защитит Птолемея от "серапейских бед". Это прошение было заверено лично царем: "исполнить, но доложить, сколько это будет стоить".

Это письмо Птолемея царю свидетельствует, что средств для жизни поселенцам в Серапеуме не хватало, поэтому они получали денежную помощь от своих родственников. Кроме того, Птолемей испытывал притеснение от остальных поселенцев храмового пастофория, потому что он был эллином. Он сам говорит об этом в одной из своих многочисленных жалоб царю (UPZ, No 7): "Меня обижают находящиеся в святилище дежурные чистильщики и пекари, кроме того, Архебис, врач, Мис, торговец водой, и другие, имен которых я не знаю. 19 числа месяца Фаофи, подойдя к часовне Астарты, где я нахожусь, они попытались ворваться силой, желая вытащить меня и увести, как пробовали раньше, во время большого восстания из-за того, что я эллин. Но так как я, увидав, что они пришли, совершенно исступленные, заперся, то они, захватив в проходе Гермаиса, одного из близких мне, избили его медными щетками". Из письма следует, что нападения на Птолемея совершались достаточно часто и страдал от этого не только Птолемей, но и его друзья. К сожалению, папирусы не сохранили свидетельств о новые исследования стр. 21 том, как царь мог повлиять на разрешение подобных конфликтов.

Эллинское происхождение Птолемея не спасало его от обысков филакитов. В своем следующем письме царю (UPZ, No 5) Птолемей описывает один из подобных обысков: "16 числа месяца Тот, Птолемей, представитель начальника охраны, и Амосис, представитель верховного жреца, захватив филакитов, вошли в часовню Астарты, где я, Птолемей, нахожусь , утверждая, что здесь хранится оружие. Обыскав все место, филакиты ничего не нашли. Они ушли, не сделав ничего дурного. А Амосис вернулся потом поздно вечером вместе с Имутом [далее следует ряд имен служителей храма] и, применив по отношению ко мне насилие и ограбив святилище, вынесли все, а остальное запечатали; а 17 числа, вернувшись, вынесли все остальное, в том числе и хранившиеся там деньги нищих. Когда вошел какой-то нищий, они, увидав у него кружку, в которой были медные деньги, отняли ее". Из письма следует, что обыски в храме не были беспочвенными: вероятно, во время протестов против жречества, которое в глазах простых египтян было союзником царской власти, восставшие прятали оружие в святилище храма. Середина II в. до н.э. (письмо Птолемея датируется 163 г. до н.э.) отмечена бурными выступлениями населения против египетского жречества под главенством Дионисия Петосараписа. Во время восстания повстанцы сжигали все обязательства и договора, заключенные с храмом и жречеством, разрушали храмы. Обыски носили, о чем также свидетельствует письмо Птолемея, фискальную цель сбор денег. В итоге контроль филакитов крайне усложнял жизнь поселенцев храмового пастофория.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Монолог в полилоге
Существуют такие понятия, как монологическая речь, диалогическая речь и полилогическая речь. Монолог, диалог, полилог - формы общения. Общение - потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. "Настоя ...

Мораль, этические воззрения средневековья. Рыцарский эпос
Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения нач ...

Травести
Травести (от итал. travestire — «переодевать») — вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ем ...