Человек — природа

Страница 2

Выбор времени начала строительства. Факт строительства должен быть введен в событийную цепь в соответствии с представлениями о наиболее благоприятных моментах временного цикла, причем определяющим моментом является соотнесение с двумя временными системами: календарной (обладающей религиозным и хозяйственно-экономическим содержанием) и системой представлений о жизненном цикле. Если говорить о наиболее сакральной точке годового цикла, то ее обычно помещали на стыке старого и нового года (в мифологической ретроспективе Космос рождался из Хаоса). Говорили, что удача будет сопутствовать, если начать рубить дом великим постом и в новолуние. Считалось необходимым, чтобы строительство избы захватило по срокам Троицу. Это представление зафиксировано в поговорке: «Без Троицы дом не строится». Приступать к работам нельзя вообще ни в понедельник, ни в среду, ни в пятницу, ни в субботу (если начать дело в этот день, будешь и дальше продолжать это дело лишь по субботам), а только во вторник и четверг. Здесь мы наблюдаем переплетение языческой и христианской традиций, в которых суббота считалась неблагоприятным днем для работы («чти день субботний»; Исход 20:8).

Идея установления порядка, организации мыслилась конечным итогом процесса строительства. Если свести воедино семантические признаки, инвариантные для глаголов, обозначавших процесс строительства (строить, рубить, ладить, ставить), то можно получить список, в котором на первом месте будут такие признаки, как «ограничивать», «придавать форму», «упорядочивать», не являющиеся специфически строительными, но расцениваемые как универсалии всякого процесса активного воздействия на окружающий мир. Сакрализация процесса строительства отразилась в поверьях о плотниках, печниках. Им приписывались тайные способности, знания, связи с «лесом», применение которых могло сделать дом непригодным для жилья.

Во время сооружения бревенчатого сруба на предназначенном для того месте сажали молодое деревце с иконой на нем — стоит дерево зеленым — значит строительство доброе; завяли листья — значит, творится что-то неладное. Деревце посреди сруба — это одновременно центр будущего жилища и «центр мира».

При закладке дома в качестве «строительной жертвы» приносились конь, петух (курица). Замена человеческой жертвы животными, привела к тому, что жилище стало уподобляться телу жертвенного животного (верхняя часть крыши называется «конек»). Петух и «конек», венчающий крышу, персонифицировали стихию огня и были оберегами от нечистой силы.

В более позднее время произошла замена живой жертвы предметами (клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск, деньги, хвойные ветки опаленные пожаром или молнией — от «перунов»). Семантическое поле данного набора жертвенных предметов включает, прежде всего, идеи богатства, плодородия, благополучие коллектива, что является смыслом ритуала вообще, призванного в первую очередь обеспечить благосостояние и воспроизводство коллектива в потомках. Показательно также пересечение с двумя во многом противоположными мировоззренческими системами: христианской (ладан — «святость») и языческой (ветки — связь с Перуном). Довольно устойчивый набор из трех жертвенных символов: шерсть — зерно — деньги, можно трактовать как замену трех миров: животного — растительного — человеческого. Под передний угол клали монеты, под другой — клок шерсти, под порог — горсть муки. Таким образом, этот набор допускает предположение о кодировании трех сфер пространства, расположенных по вертикале. Эта трактовка особенно существенна для ритуально — мифологической семантики самого процесса строительства как воздвижения, вырастания и в конечном итоге — соединение трех вертикальных сфер, что символически дублируется деревцом (воплощением концепции мирового дерева), остающемся в центре сруба до конца строительства. Число три служило идеальной моделью любого динамического процесса. Вспомним, «без Троицы дом не строится» — указание на определенный временной отрезок и сущность самого строительства. Таким образом, в семантическом плане «строительная жертва» связана со сложным комплексом представлений о сакральности жилища, взаимоперекодировками между жертвой, жилищем и концепцией устройства мира. Набор символов, составляющих бескровную жертву, обозначал: основные ценности жизни коллектива (идея жизни, благополучия, плодородия, богатства); моделировал основные параметры структуры мира, вводя в его структуру новый объект (жилище).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Святые помощники
Во все времена, обращая к небу свои мольбы, русский человек надеялся на божественную помощь в своих делах. Так было и в эпоху язычества, когда олицетворявшие природные силы многочисленные боги считались покровителями различных сторон деят ...

Национальное и общечеловеческое
Национальная форма нравственности усваивается нами с рождения. Но какая бы она ни была, содержание морали у всех народов примерно одинаковое. И это не случайно. Вода везде мокрая: и в море, и в реке, и в стакане. Мораль везде занимается о ...

К вопросу о жанрово-стилевой квалификации книги А.Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке»
Известно, что конструктивные свойства и стилистические особенности текстов положены в основу жанровой классификации, выявляющей их общие черты. Однако еще М.М. Бахтин подчеркивал, что функциональная разновидность конкретных текстов делает ...