Святые помощники

Материалы » Святые помощники

Страница 1

Во все времена, обращая к небу свои мольбы, русский человек надеялся на божественную помощь в своих делах. Так было и в эпоху язычества, когда олицетворявшие природные силы многочисленные боги считались покровителями различных сторон деятельности человека, хранителями его здоровья и семейного благополучия. С приходом на Русь христианства эти обязанности языческих богов в народном сознании были распределены среди христианских святых, в которых люди Древней Руси продолжали видеть своих небесных помощников.

Особенности почитания святых основывались, как правило, на отдельных сюжетах их житий, порой даже на незначительных эпизодах. "Обязанности" святых были строго распре делены. Многие из них покровительствовали крестьянскому труду, оберегали урожай и скот. Особо чтился пророк Илия, унаследовавший функции языческого Перуна-громовержца. От него ждали избавления от засухи и защиты от пожаров. Святой Георгий считался покровителем не только воинов, но и землепашцев, и даже невест, поскольку он спас от дракона царев ну. Торговцы особо чтили великомученицу Параскеву, ведь ее имя переводится как "пятница", а именно по пятницам на Руси устраивались базары. Святитель Никола оказывал помощь в - 2 разных делах, в том числе и в мореплавании, а апостол Петр покровительствовал рыболовам. Для сохранения супружеской верности молились Гурию, Самону и Авиву, помощницей же в трудных родах считалась великомученица Анастасия. Со временем функции святых помощников расширялись, ими наделялись и вновь канонизированные русские святые. Так Зосима и Савватий Соловецкие стали покровителями пчеловодов.

Святые помощники почитались по всей Руси, но ярче всего их культ проявился в Новгороде, жителям которого всегда был свойствен практический подход ко всему, в том числе и к делам веры. В новгородском искусстве как нигде больше мы встречаем изображения небесных покровителей. Уже в 12 веке маленькие фигурки этих святых писались на полях больших икон, а с конца 13 столетия в Новгороде стали писать и иконы исключительно с их изображением. Святых в подобных иконах изображали сразу трех-четырех, иногда и больше. Представлены они были строго фронтально, обращенными к молящимся, готовыми немедленно оказать помощь по горячей к ним молитве. Часто над ними изображали покровительницу Новгорода - икону Богоматери-Знамение. С древности изображения святых помощников включали в росписи храмов. Не редкость изображения святых помощников и в искусстве древнего Пскова, в остальных же землях Руси они встречаются не часто.

Покровителями домашнего скота на Руси считались Власий - 3 и Спиридон. В Новгороде культ этих святых зародился очень рано. Уже в 12 веке там существовал храм, посвященный Власию. Власий, епископ Севастийский, живший в 14 веке, в юности был пастухом. Во время гонения на христиан он скрывался в пустынном месте на горе Аргос в Каппадокии, где благословлял и лечил диких зверей. Как покровитель скотоводов он почитался уже в Византии, а его большой популярности на Руси способствовало созвучие имен Власия и языческого "скотьего" бога Велеса, чьи функции он и унаследовал. Не случайно в Новгороде его храм был поставлен на Велесовой улице.

Спиридон, епископ Тримифунтский, жил в 4 веке на острове Крит. Он тоже происходил из пастухов и не оставил это занятие, уже будучи епископом, поэтому его изображали в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев (Власия же всегда можно узнать по длинной заостренной бороде) . В житии Спиридона описываются многочисленные чудеса святого, в том числе, связанные с домашним скотом. Поскольку память святого приходится на день зимнего солнцестояния (в народе его называли "спиридоньев поворот") , то его почитание было связано также с культом плодородия. Власий и Спиридон часто изображались вместе благословляющими стада. Именно так они представлены на храмовой иконе новгородской церкви Власия ХУ века. Мастер показал и "специализацию" святых: около - 4 Спиридона изображены козы и овцы, которых он при жизни пас, а рядом с Власием - коровы и свиньи, поскольку в житии Власия есть эпизод, когда святой возвратил вдовице украденного у нее волками поросенка - "вепреца"- целым и невредимым.

Святые мученики Флор и Лавр покровительствовали коневодам. Братья-близнецы, они жили в Иллирии во 2 веке и были каменотесами. Строя языческий храм, они обратили в христианство жреца, вернув зрение его сыну, в глаз которого попал осколок камня (в связи с этим их почитали и как целите лей) . Сам храм святые посвятили Христу, водрузив в нем крест и отслужив службу, за что заживо были засыпаны землей. Хотя житие Флора и Лавра не давало повода для почитания их как покровителей коней, тем не менее, их культ, возникший на Балканах, имел именно такой оттенок, вероятно, под влиянием античной легенды о братьях Диоскурах. Святые пользовались общерусским почитанием. Изображение Лавра сох ранилось в росписях звенигородской церкви Успения на Городке начала 15 века, связываемых некоторыми исследователями с Андреем Рублевым. В Новгороде же сложилась совершенно оригинальная иконография Флора и Лавра, которая была очень популярна также в северных землях. На таких иконах изображали Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Их композиция строго симметрична, почти геральдична. Сюжет основывается на апокрифическом источнике - архангел Михаил вручает поводья - 5 лошадей Флору и Лавру. Внизу изображали трех конюхов, которые гонят табун лошадей. Их имена Спевсипп, Елевсипп и Ме левсипп означают "ускоряющий бег коня", "гонящий коня" и "ухаживающий за конем". По преданию, это жившие в Каппадокии во 2 веке конюхи языческой богини Немезиды, ставшие христианами-мучениками. Иногда Флора и Лавра изображали иначе - едущими на конях и с братской любовью обнимающими друг друга, как на иконе 16 века из собрания Государственного Эрмитажа.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Ассоциация
В психологии термин «Ассоциация» означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов. В руководствах по психологии глава об А. обычно содержит описание общего механизма таких соединени ...

Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции
Названия культурная (социальная) антропология, «этнография», «этнология» на протяжении всего ХХ века используются в западной литературе для обозначения практически одной и той же области знания. Предпочтение одного из них, как правило, св ...

О происхождении славян
Велесова книга — памятник сложный и объемный. Подделать его так же трудно, как невозможно заново создать ригведу, Авесту или Библию. Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, учас ...