Человек — природа

Страница 4

Установка в красном углу ветки березы; установка деревца маркирует наиболее значимые моменты строительства, наиболее сакральную точку пространства.

Обход плотника «по матице» с целью завладеть подвязанными к ней ценностями (шуба с хлебом, солью, мясом, капустой, вином, пирогом). При всем при этом произносится молитва (на границах миров — в углах дома). В этих действиях происходит соединение космических зон, как по вертикали, так и по горизонтали.

Осыпание матицы зерном и хмелем относится к числу стандартных ритуальных действий с общей семантикой богатства и плодородия (например, обряд осыпания молодых на свадьбе).

Обматывание матицы платками, шубой с целью обеспечить тепло в доме лишний раз указывает на эквивалентность матицы дому, то есть эквивалентности части целому в народных представлениях.

После установки матицы катались на лошадях с песнями, чтобы все село видело, что матицу положили. То есть можно говорить о временной выделенности укладки матицы, этот момент строительства отмечался как кульминационный.

В основе представлений о верхней границе — крыше (сродни представления о небе как о крыше мира) лежит необходимость ощущения конечности, предельности, упорядоченности Вселенной. Все, что имеет верхний предел, относится к сфере знакомого, постижимого, «человеческого». Для изображения нежилого или чужого дома в фольклоре используется образ дома без крыши. Крыша может метонимически обозначать весь дом объединяющим всех живущих под единым началом (отсюда пошли такие образные выражения как «отчий кров», «жить под одной крышей»). В данном случае мы наблюдаем характерную черту языческой культуры, которая оказалась наиболее влиятельна в позднейшие времена утверждения христианства, имперсональность — низкая оценка личного начала в человеке. Человек ощущает себя не индивидуальностью, а членом разных общностей (рода, племени, семьи и др.) Именно в этом качестве он имеет ценность. Основной его задачей является обеспечение бессмертия рода. Эта общность наложит отпечаток на культуру христианской эпохи. В соответствии с нею будет восприниматься христианский идеал соборности, до какой-то степени локализуясь и конкретизируясь в рамках города, княжества, всей Руси. Эти общности часто почти поглощают личность с ее основными духовными проблемами, в ее непосредственном отношении к Богу. Связь крыши с космическим верхом подчеркивается солярной семантикой: левый край кровли — восходящее утреннее солнце; верхний — конек, полотенце — полуденное солнце в зените; правый край кровли — вечернее заходящее солнце. Завершение формирования вертикальной структуры жилища связывается с идеей достижения верхнего предела (неба) и, таким образом, с достижением основной цели ритуала: установлением прочной связи между землей и небом, приданием миру первоначального состояния гармонии, которая была нарушена строительством нового дома. В этом смысле любопытно такое явление: в течение целого года не делается крыша над сенями (сродни обычай оставлять часть стола невымытым, пока, отправившейся в путь не добрался до места). Незавершенность связывалась с идеями поддержания существующего положения, стабильности, миропорядка, его неуничтожимости. Вместе с тем синонимичными идее незавершенности оказываются представления о продолжении жизни, вечности, бессмертии, то есть всего того, что обеспечивает существование коллектива не только в настоящем, но и в будущем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Человек — человек
Понимание жилища как структурирующего мир символа задают ценностно — смысловые поля, формирующие и изменяющие духовный мир самого человека, проявляющийся в общении с другими людьми. Освоение человеческого пространства, «делание» его «свои ...

Период Республики
К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры. В этот период складываются основные типы р ...

Памятники Нового царства
Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени. Около 17 в. до н.э. Египет был завоеван гиксосами - пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоева ...