Человек — природа

Страница 3

Особое внимание уделяется закладке первого венца, что, вероятно, связано со специфическим содержанием «первого», «нового», «начального», как и самого числа «один» (первый сев, первый встречный, начало года). Во-первых, ритуальный характер укладки подчеркивается временной выделенностью операции (в этот день плотники больше не работают и их обязательно угощают). Во-вторых, момент укладки благоприятен как для утверждения благополучия будущей жизни жильцов, так и для их «заклятия». В-третьих, с закладкой дома мир теряет прежние очертания. Появляется новый объект, тесно связанный с коллективом. И их забота, чтобы данный объект был включен в окружающий мир в строгом соответствии с выработанной в данной традиции системой правил его освоения. В-четвертых, венец делит все пространство на домашнее и не домашнее, на внутреннее и внешнее. При укладке семантизируется именно это противопоставление: «Когда при рубке венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то всякая прибыль будет приходить, а не уходить из дому»; «Смола вытопилась из избы на улицу — к худу».

Еще раз отметим, что положительно расценивается все, что направлено в дом, отрицательно — все, что направлено из дома.

Квадрат является одной из основных форм структурирования пространства. Опять же подчеркивается идея статики, устойчивости четырехчленной форма. Четыре стороны, стены, угла (четыре стороны света, четыре времени года, четыре стадии движения солнца — восход, зенит, закат, надир, четверг, как счастливый день для закладки) жилища, с находящемся в центре деревом повторяют четырехчленные модели мира, в центре которых находится мировое дерево или его аллоформы (например, столб), а по четырем сторонам расположены четыре божества (четыре лика збручского идола).

С первым венцом (как и с землей) связываются и положительные, и отрицательные представления в зависимости от того, что в момент различения является точкой отсчета. Кроме образующихся в процессе строительства горизонтальных противопоставлений «внешний — внутренний», «центр — периферия», «правая половина — левая половина» жилища, «внутренней (удаленной от входа) — внешней (расположенной у входа)» части жилого пространства существует вертикальное противопоставление «низ — верх». Оппозиция «верх — низ» может быть рассмотрена двояким образом: по отношению к поверхности земли первый венец выступает в роли верха, в то время как в срубе он является нижним ярусом (землей в сочетании «небо — земля»).

Вертикальная структура жилища трехчастна. Две границы (пол; потолок — крыша) делят ее на три зоны, соответствующие космической вертикали: чердак — небо; жилое пространство — дом; подполье –подземелье. Крыша осмысляется не только как граница между верхом (небом) и низом (миром людей), но и между внешним и внутренним применительно к вертикальной плоскости. Вертикальную плоскость моделируют стены. Идею верха, роста, возрастания олицетворяет опять же деревце, посаженные внутри сруба. В крестьянской избе венцов всегда нечет, от 19 до 21. Может быть, это воплощение опять же некоторого хаоса (нечет), из которого возникает в будущем порядок (чет).

Концом строительства сруба (возведения стен) и в то же время началом завершающего этапа, связанного с укладкой перекрытий, отмечается укладка матицы (матки, матрицы) — потолочной балки. Поэтому этот обряд имеет смысл на уровне пространственно-временных отношений. «Худая матка всему дому смятка». Эта пословица отражает, прежде всего, конструктивную роль поперечного бруса (матка — мать семейства и потолочный брус). С семиотической точки зрения матица обозначала, прежде всего, границу. При этом благодаря ее особому конструктивному положению матица была сразу двойной границей: между верхом и низом, а также между внешним, связанным с входом-выходом, и внутренним. Матица, по сути, это основное членение внутреннего пространства дома. Матице придавалось значение связующего начала не только по отношению к дому, но и по отношению к проживающим в этом доме членам семьи. Гость, посторонний человек, войдя в избу, садится на лавку у входа и не должен заходить за матицу без приглашения хозяев. Место под матицей (под ее центром) является серединой избы, ее топографическим центром, где происходило большинство обрядов. В матицу вбивали крюк, к которому крепили люльку, под матицу вставали молодожены, принимая благословение родителей. Представления о матице как о матери Рода, семейства («Мать — Сыра Земля») в языческой традиции, переплетаются с нормами поведения в православном храме, где символическую роль матицы выполняет иконостас, преграждающий путь непосвященному (гостю) в «святая святых». Таким образом, образ матицы являет собой переплетение традиций языческой и христианской культур. Подтверждением сакральности данной границы является обряд установления матицы. Обращают на себя внимание следующие моменты обряда:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

История оригами
В древнем Китае бумагу использовали в самых различных областях жизнедеятельности, в том числе и в религиозных целях – изначально было принято сжигать вместе с покойником его вещи, дабы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Позже бере ...

Структурные методы
Разъяснение требований к работе. Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие пара ...

Русский вертепный театр в традиционной культуре
В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с Вертепом. Деревенские дети в бумажных коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках -это "персидские цари", пришедши ...