Человек — природа

Страница 5

Своеобразной осью ориентации внутреннего пространства жилища является диагональ красный угол — печь. Один конец (красный угол) указывал на полдень, свет, на восход, на красную или божью сторону, и располагался он на стороне окон, излучающей свет. Другой конец (печь) указывал на тьму, на заход. При любых обстоятельствах красный угол условно отождествлялся с востоком или югом, а угол, в котором располагалась печь, — с западом или севером. На Руси было достаточно распространено отношение к югу как к «богоизбранной» стороне света. (В русской церкви издавна существует припев к стихирам под названием «Бог от юга»). Благодаря механизму ориентирования жилое пространство оказывается вписанным в глобальную систему миропорядка.

Связь внутреннего и внешнего пространства дома обеспечивали окна, дымоход (нерегламентированная связь), двери (регламентированная связь).

Представления о Вселенной как «тереме Божьем» с небесным оком — солнцем согласуется с мифологией дома с оком — окном. Не случайно на ставнях нередко изображалось солнце или даже солнце с глазом, а иногда форма окна имитировала глаз и солнце. Первоначально окна выходили внутрь двора, а когда их стали ориентировать наружу, то усиленно окружали магической резьбой и орнаментом, поскольку через окно осуществляется символическая связь с миром мертвых. Связь окон с идеей смерти становится более понятной, если учесть этимологию слова «окно» (окно — око) и представление о смерти (или о сне) как о закрывании глаз. Опасно на ночь оставлять окно открытым — могут проникнуть злые духи. При кончине человека на окно ставят воду — чтоб душа обмылась. Пища в окне обладает сакральным значением, отсюда обычай класть первый блин на окно — «для родителей». Родительский день, почитаемый до сих пор, восходит к языческой традиции почитания предков.

Наличие входа-выхода — необходимое условие для сохранения домом своего статуса, для обеспечения человеческой жизни (в противоположность этому, гроб — дом из которого нельзя выйти; яйцо — можно выйти, лишь сломав скорлупу; избушка Бабы-Яги — «без окон, без дверей» — это жилище иного мира). Назначение входа и выхода — обеспечить проницаемость границ. Существует целая система очищения, скрещивания дверей, дверных косяков, порогов, для того, чтобы не проникала «нечистая сила» (например, конская подкова над дверью, окропление святой водой, втыкание христианских свечей во все дверные проемы). Вера в существование нечистой силы и охрана от нее с помощью, с одной стороны, конской подковы, с другой стороны, святой воды, свечей, молитвы, креста, являет собой опять же соединение в народном быту языческой и христианской традиций. Обряд окропления дверей при переезде в новый дом тоже свидетельствует о соединении языческой и христианской традиций. Ведь вода выступала древнейшим объектом поклонения язычников. Ей приписывали предохраняющие, очищающие, оплодотворяющие действия («Мать — Сыра Земля» обозначает Землю — прародительницу всего живого, оплодотворенную дождем и готовая к продолжению Рода). С распространением христианства она «освящалась» церковными легендами и преданиями и в практике православия стало фигурировать как «святая».

Всем действиям у входа-выхода приписывается высокая степень семиотичности. Простая их интерпретация связана с пространственно — временным противопоставлением начала и конца пребывания в жилище. Характерным способом маркирования начала (вход) и конца (выход) является остановка перед порогом дома часто сопровождаемая краткой молитвой, особенно при входе в чужой дом («Без Бога — ни до порога»), обычай присаживания перед дальней дорогой. Опять же, порог как место обитания родовых духов в языческих представлениях, маркируется с помощью христианской молитвы. Ситуация отправления в дорогу регламентируется вербальным поведением: «Последние слова делай перед порогом, нельзя переговариваться через порог — будут частые остановки». «Через порог не здороваются». Велика роль порога в вырожденной форме ритуала — этикете: «Гостя встречай за порогом и пускай наперед себя через порог». Выделенность входа подчеркивается различными декоративными украшениями — резьбой, краской, имевших значение оберега. Композиция из рядов растительного и животного (фантастического) орнамента каменного декора храмов ХII-ХIII вв. (Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор Юрьева-Польского) невольно напоминает языческую традицию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Джорджо Вазари. Триумф вакха
Эта композиция 1560-х годов на тему античной мифологии — гордость собрания. Великий историограф итальянского Возрождения, автор всемирно известных “Жизнеописаний” мастеров Ренессанса, Джорджо Вазари был еще и неплохим живописцем, хотя кар ...

Богоматерь Белозерская
Происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске, ранее находилась в церкви во имя Василия Великого тоже в Белозерске. Отсюда именование иконы. История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский кр ...

Клод Моне: жизнь и творчество
Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Гавр. Во время учебы в колледже Моне увлекся рисованием шаржей, также брал уроки у профессора рисования Ошара, в прошл ...