Карл Росси и рыбинские купцы

Материалы » Карл Росси и рыбинские купцы

Страница 3

Дом с мезонином, в отличие от особняка, встречается в Рыбинске гораздо чаще. Такая ситуация не случайна.

Особняк – здание, являющееся собственностью претендующего на высокое общественное положение владельца, не мог быть распространен в Рыбинске по причине того, что в начале XIX века в городе просто не было людей, могущих себе позволить подобное строительство. Дом же с мезонином – явление весьма распространенное среди «образцовых» проектов, в огромном количестве распространявшихся по стране. Такой тип здания позволял органично вписать его в уже сложившийся архитектурный ансамбль любой из улиц. Кроме того, жилым в данных проектах становится второй этаж – помещение, предназначавшееся для частной жизни владельцев. Первый этаж выглядит в экстерьере как цоколь, на котором высится здание, и имеет служебное назначение. Такого типа дома были удобны для их владельцев, основным делом которых являлась торговля. Им не нужно было искать дополнительных помещений для развития дела.

Следующая группа – проекты, не отклоняющиеся от классицистического канона. К ним относятся дома Михаила Жилова, Антипа Тюменева, Дмитрия Яблокова, Михаила Бычкова, Павла Куракина, Павла Сураежина.

Проекты, выполненные для посадских людей Михаила Бычкова и Павла Сураежина, имеют сходные в планировке черты. Это двухэтажные здания в пять осей с небольшим трехоконным ризалитом в центре фасада. По бокам и в центре первого этажа дома Михаила Бычкова расположены три двери, а также окнавитрины. Второй этаж по бокам также украшен ленточным рустом и противопоставляется глади стены ризалита. Под прямоугольными боковыми окнами (длина – две ширины) помещаются полочки. Окна ризалита украшены пышной лепниной, карниз раскрепован. Помимо вертикального членения с выделением центра фасада проект имеет также горизонтальное членение в виде межэтажной тяги. Само здание производит впечатление строгой симметрии, столь характерной для зрелого классицизма. Оно не выглядит слишком уж «типовым». Архитектор попытался придать оригинальность этому дому облегчением первого этажа путем дверных проемов и широких окон, а также применением руста по бокам второго этажа, что придает зданию большую стройность, подчеркивает симметрию фасада и выделение его центральной оси.

Проект, выполненный для посадского Павла Сураежина, по общей композиции напоминает проект дома Бычкова. Он также двухэтажный, в пять осей с трехоконным ризалитом, также четко выделяется центральная ось и подчеркивается симметричное построение фасада, однако это совершенно оригинальное здание. Парадный вход располагается по центральной оси. Руст первого этажа напоминает крупную кирпичную кладку.

Небольшие прямоугольные окна украшены крупным замковым камнем с богатой лепниной. Первый этаж смотрится как цокольный, служебный, наибольшее внимание придается второму – жилому.

Рустованному «цоколю» противопоставляется ровная гладь стены, прорезанная высокими прямоугольными окнами с сандриками в виде полочек. Здание венчает раскрепованный карниз, а ризалит завершается треугольным фронтоном.

Росси и здесь применяет свой излюбленный прием горизонтального членения стены в виде межэтажного пояса, что, как мы уже замечали, зрительно облегчает массив стены, делая здание более легким, стройным.

Проекты домов Михаила Жилова и Павла Куракина также относятся к третьей из выделенных групп. Они соответствуют всем принципам классицистического оформления фасада и схожи между собой: двухэтажные здания в пять осей окон, применение руста на первом этаже, горизонтальное членение фасада, вход со двора. Единственным различием домов является применение различного декора окон и раскреповок карниза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля
Декор русской архитектуры XVII в. во многих случаях служил исследователям основой для суждений о ее стиле. Такой подход, казалось бы, вполне оправдан. Во-первых, декор является как бы индикатором стиля: каждый архитектурный стиль характер ...

Математика
К концу III тысячелетия до н. э. была создана математика древней Вавилонии. В основу правил вычислений легла практика крупных сельскохозяйственных поместий. Использовалась позиционная шестидесятеричная система счета. Одна и та же цифра в ...

Исторический очерк формирования культурного наследия Руси
Паломничество — одно из древнейших проявлений духовности человека. Посещение священных и памятных, дорогих сердцу мест обусловлено естественной нравственной потребностью: войти в общение с почитаемым лицом, местом или предметом, восстанов ...