Карл Росси и рыбинские купцы

Материалы » Карл Росси и рыбинские купцы

Страница 2

Спокойная гладь стены и скромные украшения окон, величественный портик противопоставляются раскрепованному карнизу. Дом перекрыт крышей на два ската, карниз украшен дентикулами.

Проект особняка Михаила Тюменева имеет много общего с домом Лаврентия Крашенинникова. На его фасаде также располагается семь осей окон. Оба этажа объединяет четырехколонный портик, первый этаж украшен ленточным рустом, а его окна – замком. Однако дома не производят одинакового впечатления.

Этажи особняка Тюменева разделяет двойная горизонтальная тяга. Окна верхнего этажа лишены декора, а замковый камень нижнего украшен масками.

Фронтон прорезан полуциркульным окном. Особняк выглядит более легким, стройным по сравнению с цельным, величественным монолитом Крашенинниковых.

Дом Алексея Тюменева также относится к вышеозначенной группе. Он значительно меньше своих предшественников. Главный фасад двухэтажного особняка прорезают пять осей окон.

Центр выделен портиком из четырех ионических полуколонн, поддерживающих треугольный фронтон. Оба этажа украшены ленточным рустом. Окна первого этажа меньше окон второго и украшены замком. Три окна в центре второго этажа лишены украшений, а под боковыми располагается полочка.

Все четыре чертежа демонстрируют типичные классицистические купеческие особняки. Они должны были выделяться из общей городской застройки и являют собой не обычный городской дом, а центр усадьбы, который рассчитан на восприятие с разных точек зрения.

Невозможно представить, чтобы эти посвоему величественные здания стали бы частью типовой городской застройки, да еще «сплошной фасадой», что характерно для некоторых центральных улиц Рыбинска. Эти проекты должны были определять застройку улицы, стать ее своеобразными архитектурными доминантами, на которые должны были ориентироваться архитекторы в дальнейшем строительстве.

Вторую группу, как мы уже заметили, составляют проекты домов с мезонином. Это дома, проектировавшиеся для купцов Антипа Суроежина, Ивана Селецкого и посадского Дмитрия Шонгина.

Наиболее величественное впечатление производит дом посадского Дмитрия Шонгина. Это двухэтажное здание с мезонином, главный фасад которого содержит 11 осей окон. В первом рустованном этаже небольшие прямоугольные окна украшены замковым камнем. Над двумя входами, располагающимися по бокам фасада, также украшение в виде замка. Первый этаж ниже второго, поэтому он выглядит как цоколь, на котором возвышается дом. Центр фасада отмечен пятиоконным ризалитом. Боковые окна верхнего этажа не имеют наличников. Окна ризалита богато украшены лепниной. Окна мезонина весьма невелики, под ними помещаются полочки.

Пышное украшение окон ризалита еще больше способствует выделению центральной оси фасада. Здание помимо вертикального имеет горизонтальное членение. Его разделяет межэтажный поясок и тяга, тянущаяся по низу окон второго этажа. Это способствует видимому облегчению длинного фасада, позволяет избежать монолитности и монотонности. Здание выглядит стройнее, как бы устремляется ввысь. Вполне очевидно, что первый этаж проектировался не жилым, а служебным и предназначался для торговых помещений или складов.

Точно так же для целей торговли, скорее всего, предназначались и первые этажи домов Антипа Сураежина и Ивана Селецкого. Они гораздо меньше рассмотренного выше проекта. Оба фасада имеют семь осей окон. Вход располагался в центре первого этажа. Оба здания имеют горизонтальное членение и трехоконный мезонин, что способствует четкому выделению центральной оси. Окна нижнего рустованного этажа также украшены замковым камнем. Проекты Сураежина и Селецкого различаются лишь рисунком окон второго и мезонинного этажей, однако этот рисунок не выпадает из классического стиля, в котором проектировались оба дома.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Академии
Происхождением своим слово А. обязано местечку этого названия близ Афин, где любил бывать Платон (см.), излагая слушателям, обычно во время прогулок, свое учение (IV в. до христ. эры). Отсюда его философская школа (а после смерти — школа ...

Романтика баядер
Кто не знает, что в Индии для увеселения богов и сильных мира сего существовали баядеры, храмовые танцовщицы? Сразу же вспоминаются стихи Гете «Бог и баядера» и когда-то известный французский балет наподобные темы; уже в 1598 году Линдсхо ...

Клод Моне: жизнь и творчество
Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Гавр. Во время учебы в колледже Моне увлекся рисованием шаржей, также брал уроки у профессора рисования Ошара, в прошл ...