Карл Росси и рыбинские купцы

Материалы » Карл Росси и рыбинские купцы

Страница 1

Вопрос о том, реально ли присутствие знаменитого К.И. Росси в Рыбинске, уже обсуждался в краеведческой литературе о городе. Об этом писали Н.С.

Борисов и Л.М. Марасинова в книге «Рыбинск. Мышкин. Пошехонье. Архитектурно-художественные памятники XVII-XIX веков». Однако они лишь частично выявили те памятники, которые приписываются знаменитому архитектору, не затрагивая проблемы создания проектов для рыбинских купцов и точности воспроизведения проектов в конкретных зданиях, что мы и попытаемся сделать в этой статье.

В ретроспективе авторитет Росси видится нам настолько бесспорным, что трудно усомниться в желании рыбинцев видеть его архитектором, проектирующим для города. Однако более тщательный анализ фактов вынуждает оценить ситуацию иначе.

Несомненным остается лишь тот факт, что архитектор создал в 1811 году для молодого Рыбинска 18 образцовых проектов, в число которых входило 14 домов, фасад каменного гостиного двора и хлебной пекарни, а также деревянных гостиного двора и хлебной пекарни. Сами проекты хранятся в настоящее время в Центральном государственном военноисторическом архиве Москвы.

Рассмотрим эти проекты более подробно. Наибольший интерес в художественном отношении имеют каменные купеческие особняки. Они делятся на несколько групп: 1) особняк с портиком из колонн или пилястр с фронтоном, 2) дом с мезонином, 3) дом с классическим членением фасада, 4) дом с четным количеством осей.

Все проекты зданий были выполнены для представителей местного купечества и мещанства. Серия производит целостное в своем художественном своеобразии впечатление. Наиболее впечатляют особняки первой группы. Их проекты были выполнены для купцов Ивана Крашенинникова, Лаврентия Крашенинникова, Михаила Тюменева и Алексея Тюменева.

Проект дома Ивана Крашенинникова – самый грандиозный из всей серии.

Его уличный фасад состоит из 13 осей, проходящих по линии окон двух этажей.

Первый этаж, обработанный ленточным рустом с небольшими прямоугольными окнами, украшенными замками, образует цоколь, на который опирается портик второго этажа. Портик состоит из шести ионических колонн, поддерживающих треугольный фронтон и образующих в центре фасада балкон. Особняк выглядит внушительно. К сожалению, этот проект не был реализован, хотя он по праву мог бы стать одним из самых ярких образцов ампира в Рыбинске наравне с лоцманской биржей и гостиными дворами. Дом напоминает скорее не городскую усадьбу, а загородную резиденцию или общественное здание. Заметим, что купцы Крашенинниковы были одними из самых богатых купцов города. Они на протяжении XVIII–XIX веков активно участвовали в деловой и общественной жизни Рыбинска, были почетными гражданами города, имели тесные деловые контакты с СанктПетербургом. Возможно, купец лично встречался со знаменитым архитектором и обсуждал проект своего особняка. Проект дома выполняет знаковую роль. Он призван свидетельствовать о высоком общественном статусе владельца. Такая ситуация, впрочем, типична для периода классицизма, когда ценилась общественная жизнь человека, его общественное положение, а дом как нельзя более наглядно демонстрировал успехи своего владельца.

Особняк Лаврентия Крашенинникова значительно меньше. Он имеет семь осей по линии главного фасада. Это двухэтажное здание, первый этаж и углы второго у которого обработаны рустом.

Прямоугольные окна первого этажа украшены замковым камнем. Четыре полуколонны, объединяющие оба этажа, поддерживают фронтон. Горизонтальный поясок разделяет оба этажа. Окна во втором этаже больше, чем в первом. Они строятся по классическому образцу: длина составляет две ширины. По низу окна украшены небольшой лепной гирляндой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Развитие наук
Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ. Естествознание. Естествознание разв ...

Культура русского купечества
Европейское влияние, все глубже проникая в русскую жизнь, постепенно захватывало все более широкие слои общества. С развитием капиталистических отношений, по мере того как дворянство сходило с исторической сцены, на передний план стало вы ...

Литература, музыка, искусство
Характерные черты чувашской литературы начала XX в. полнее всего отразились в творчестве выдающегося национального поэта Константина Васильевича Иванова (1890—1915). Выходец из семьи состоятельного крестьянина села Слакбаш Белебеевского у ...