Карл Росси и рыбинские купцы

Материалы » Карл Росси и рыбинские купцы

Страница 4

Более интересным с художественной точки зрения представляется проект, предназначавшийся для посадских людей Антипа Тюменева и Дмитрия Яблокова.

Это двухэтажное здания на одиннадцать осей с двумя входами по бокам фасада.

Первый рустованный этаж прорезают окна криволинейных очертаний с замковыми камнями. Горизонтальный межэтажный пояс и тяги под верхними окнами образуют фриз, равный по высоте цоколю. Прямоугольные окна второго этажа украшены сандриками в виде полочек на фигурных консолях. Раскрепованный карниз вынесен вперед. Мерный ритм окон, а также отсутствие каких бы то ни было пышных украшений должны были бы придавать зданию громоздкий, мрачный вид, однако удачно найденные пропорции первого и второго этажей, горизонтальное членение фасада, а также двери по бокам фасада зрительно облегчают здания, лишая его излишней мрачности.

Этот тип проектов так же, как и проекты второй группы, достаточно распространен среди «образцов». Они очень органично вписываются в уже существующую застройку, создавая классицистическую среду, типичную для небольших городов. Так же, как и во второй группе, заказчик и архитектор преследуют сразу две цели: создать удобное жизненное пространство для владельца и органично соединить его со служебным помещением.

Однако в рассматриваемой серии есть проекты, позволяющие увидеть отход К.И. Росси от строгих канонов классицизма в стремлении сделать дом более удобным для его обитателей. В основном классицистический декор фасада остается, остается также строгость и даже аскетичность в применении декора, однако в облике этих проектов чувствуются веяния, которые приведут впоследствии к эклектике. Наименее интересны в архитектурном отношении проекты домов купца Василия Сураежина и Василия Вязьмина. Оба купца отличались своей широкой экономической деятельностью, связями со столичными деловыми кругами, однако их дома заметно проигрывают по своим художественным качествам остальным особнякам серии. Проект, составленный для Василия Вязьмина, представляет собой небольшой одноэтажный дом на высоком цоколе, скорее похожий на флигель, чем на купеческий особняк.

Вполне возможно, что он изначально и предназначался для служебного помещения. Углы здания обработаны рустом, в центре – четыре окна. Центр здания также выделен фронтоном с раскреповками.

При всей, казалось бы, традиционной схеме построения фасада центральная ось проходит в простенке между окнами, что считалось недопустимым для классицизма, так как нарушало законы симметрии.

Проект дома Василия Сураежина также не производит впечатления богатого купеческого особняка. Он двухэтажный. По фасаду располагаются четыре оси окон, центр также приходится на межоконный простенок. Окна первого этажа полуциркульные, высокие, украшенные крупным замком, создают как бы аркаду, на которой помещается второй этаж. Его высокие прямоугольные окна украшены богатыми наличниками со сложной профилировкой и сандриками в виде полочки. Проект выглядит прекрасным дополнением к уже существующей купеческой усадьбе и, вполне возможно, призван был играть роль флигеля.

Наиболее интересным в этой группе выглядит проект, сделанный для посадского Михаила Козакова. Это двухэтажный уютный дом в шесть окон по фасаду. Центральная ось фасада приходится на простенок между окнами, что является отклонением от классицистического канона, однако центр акцентируется балконом. Очень интересно решен вход в дом. Он образован тремя порталами рустованных пилонов, средний из которых приподнят на лестничный марш и служит основанием для балкона. Окна второго этажа полуциркульные, соединенные горизонтальными тягами, образуют своеобразную легкую аркаду, противопоставляющуюся массивности пилонов нижнего. Этот дом прекрасно сочетался бы с уже существующей классицистической застройкой Рыбинска, хотя оригинальное композиционное решение непременно сделало бы его заметным явлением в архитектурном облике города.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Космогонические представления древних славян
Архаическая философия древних народов, уровень их духовной зрелости наиболее полно реконструируется по космогоническим мифам главных священных книг. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян, открывающий текст «Русских Ве ...

Евгеника и этические нормы
Не так давно в нашей науке слова "евгеника" и "генетика" были ругательными. С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника - наука об улучшении человеческого рода - так и остается чем-то сомнительным, связанным ...

Стенька Разин под Петербургом
Дранков поначалу был хозяином скромной фотографии в Петербурге. Заняв деньги, он отправился в Лондон, где ухитрился приобрести не только наиновейшую аппаратуру, но и должность корреспондента газеты "Таймс" по России. В качестве ...