Академии

Материалы » Академии

Страница 1

Происхождением своим слово А. обязано местечку этого названия близ Афин, где любил бывать Платон (см.), излагая слушателям, обычно во время прогулок, свое учение (IV в. до христ. эры). Отсюда его философская школа (а после смерти — школа его учеников) получила название академической. С течением времени слово приобрело два значения: 1. ученого общества, учрежденного для занятий наукой и искусством, и 2. высшего учебного заведения.

Для истории литературы особое значение имеют те моменты развития А., когда в центре общественных интересов (интересов господствующих классов) стояли проблемы создания, унификации или «очищения» литературных яз. Особое значение имели: а) на рубеже раннего средневековья — придворная А. Карла Великого, возглавлявшаяся Алкуином и ставшая рассадником латинского просвещения на средневековом Западе; б) в эпоху расцвета культуры торгового капитала быстро возникающие в крупных торговых городах Италии гуманистические А.: Pontaniana в Неаполе в 1433, A. Platonica во Флоренции, учрежденная в 1474 Лоренцо Медичи; филологическая А. венецианского типографщика Альдо Мануция [1495]; A. Antiquaria, основанная Помпонием Лэтом в Риме в 1498 и подвергшаяся преследованиям за ересь. Эти А. способствовали «возрождению» — изучению и усвоению элементов античной и национальной (Данте) литературы (см. «Ренессанс»); в) в эпоху первоначального накопления, в период развития национального самосознания А., ставящие своей задачей «очищение» и закрепление «национального» (в значительной мере классового) яз. Старейшей из А. этого типа является Флорентийская A. della Crusca, основанная в 1582 поэтом Граццини (см.) и первая, положившая начало изданию «академического словаря». По типу A. della Crusca создаются Sprachgesellschaften (см.) в Германии XVII в. Близкой по заданиям, но отличной по организационным формам (вместо частного общества — государственное учреждение), является знаменитая A. Française. Французская А. возникла в XVII в. из кружка любителей литературы, собиравшихся в аристократическом салоне Валентина

Конрара, королевского секретаря. Начавшиеся в 1626 собрания эти сделались известны Ришелье, к-рый задался целью создать из них официальное учреждение для литературных и философских дискуссий. Так обр. придворные литература и яз. нашли бы своих ценителей и теоретиков. Число академиков, первоначально равное восьми, повышается до сорока (как и в настоящее время «сорок бессмертных»). Среди основателей А. — Л. Бальзак, Гомбо, Шаплэн, Годо, Вуатюр, Вожля и др. — все аристократы, «жеманники», создающие культ яз., продолжая этим дело Малерба (см.); их цель — очистить и утвердить правильный французский яз., т. е. яз. «хорошего общества» — двора и аристократии. Для этого А. было предпринято издание словаря (к-рый перерабатывался затем в XVIII и XIX вв., впитывая в себя новые влияния; всего имеется семь изданий; первое законченное появляется в 1649, последнее — в 1878). Словарь однако не полон: исключаются слова «мещанские» и народные, кроме самых «приличных». Людовик XIV берет А. под особое покровительство, осыпая ее милостями и тем усиливая свой нажим. Назначение академиков зависит почти целиком от него. Так Мольер (см.) не был допущен в А. за «низкий» жанр своих произведений, фактически же «низкое» происхождение было причиной. XVIII в. вносит в А. много нового, — в эпоху Регентства и позже, когда наряду с аристократией поднимала уже голову растущая буржуазия, в А. и вокруг нее развивается кружковщина: в А. попадают философы, рационалисты и скептики, пройдя через интриги дамских салонов; Бюффон, Д’Аламбер, Вольтер не гнушаются этим. М-м де-Тэнсэн, М-м дю-Деффан, Некер и Леспинас имеют и ставят своих кандидатов. А. становится, по выражению Тэна, официальным салоном. Но вместе с тем, под влиянием этих новых элементов, история А. становится почти историей литературы (правда, классического направления) — так много блестящих сил вошло в нее. Революция закрывает А. — после обличительной речи Мирабо (см.) [1793], и лишь в 1795 она вновь возвращается к жизни в качестве III отдела (литературы и художеств) Национального института, основанного Конвентом. В 1816 было восстановлено название А. для всех отделов, один из к-рых и получил имя Французской А. Но лит-ое развитие Франции в XIX в. в значительной степени идет мимо А. Из крупнейших имен XIX в. большинство (достаточно указать на имена Бальзака, Беранже, Ж.-Занд, Гонкуров, Золя) не связано с А. — «домом инвалидов литературы», зло осмеянным А. Додэ в романе «L’Immortel». Во второй половине XIX в. протест вождей натурализма выражается в создании вольного общества литераторов — так называемой А. Гонкуров По типу французской А. создавались А. в других странах, господствующий класс к-рых стремился усвоить формы высокой культуры французского дворянства: Прусская А. [1700], Испанская А. [1713], Российская А. [1783] (о последней см. ниже).

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Берлинская идиома
Эстетические факторы так же важны для строительства, как и социальные, экономические или экологические. Красота здания поэтому не должна быть только компромиссом на пересечении всех технических требований: форма никогда не может быть резу ...

Стенька Разин под Петербургом
Дранков поначалу был хозяином скромной фотографии в Петербурге. Заняв деньги, он отправился в Лондон, где ухитрился приобрести не только наиновейшую аппаратуру, но и должность корреспондента газеты "Таймс" по России. В качестве ...

Манипуляция и игра: различие оперативных процедур в культуре XX в
Современная культурная ситуация вызывает у исследователей, работающих над проблемой культура — цивилизация, теоретиков, занимающихся стратегией развития культурно-исторического процесса, практиков, моделирующих возможные его сценарии, ряд ...