Академии

Материалы » Академии

Страница 2

Из А., связанных с развитием русской литературы, должны быть отмечены следующие: Киево-могилянская коллегия (позднее переименованная в Киевскую духовную А.) — высшее церковное учебное заведение, учрежденное в 1631 митрополитом Петром Могилой. Ее основной задачей являлась подготовка православных деятелей для идеологической борьбы с католичеством, параллельно вооруженной борьбе, к-рую вела Юго-западная Русь с польским влиянием. Коллегия строилась по образцу Краковской католической А.; учащиеся проходили славянский, греческий и латинский яз., поэтику и риторику. Кроме того имелось два класса высших наук: 1) философий и 2) богословия и гомилетики. Последний являлся самым важным классом, проходившимся в четыре года. Все предыдущие были лишь подготовительными. Здесь излагали правила духовного красноречия, в частности составления проповедей. Со включением Юго-зап. Руси в состав Московского государства задачей коллегии становится подготовка лиц для занятия высших церковных должностей. При Петре I [1701] коллегия получает название Киевской А., причем в курс ее наук вводятся: математика, география, естествознание и новые яз. — немецкий и французский. За время существования учебного заведения из стен его вышли такие писатели и деятели, как Лазарь Баранович, Иоанникий Галятовский, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др. Имп. Российская А. учреждена в 1783 Екатериной II в целях гл. обр. очищения и обогащения русского яз. и занималась составлением российской грамматики, словаря, риторики и правил стихосложения. Ценным результатом работ Российской А. является создание словаря русского яз. Организующего и направляющего влияния на литературу А. однако не имела и совершенно утратила всякий авторитет в президенство такого лит-ого старовера, как адм. Шишков. В 1841 Российская А. вливается в А. наук в качестве «Отделения русского яз. и словесности» с чисто исследовательскими целями. К типу литературных А. принадлежит и детище революции — Абхазская А. яз. и литературы, издавшая в 1926 составленный акад. Н. Марром «Абхазско-русский словарь».

От перечисленных здесь литературных А. необходимо отличать А. наук, преследовавшие исследовательские задачи в области наук точных и гуманитарных. Расцвет академий этого типа обычно совпадает с высоким уровнем культуры промышленного капитала и отвечает в значительной степени потребностям усложненного хозяйства эпохи, хотя формально А. наук часто являются преемниками А. Ренессанса или просвещенного абсолютизма. Часто эти А. поглощают старые литературные А.; так А. Française влилась в Institut de France, Российская А. — в Имп. А. наук. А. наук этого типа имеют крупные заслуги в деле филологического исследования литератур и яз. как своей, так и других стран. Так А. наук СССР русское литературоведение обязано: рядом образцовых изданий памятников как древней, так и новой русской литературы (Академическая библиотека русских писателей); опубликованием многочисленных биографических материалов (труды Пушкинского дома — серия «Пушкин и его современники»); огромной собирательной работой в области восточных литератур и яз. (санскритский словарь и издания Бетлинга, словарь тюркских яз. и «Образцы народной литературы» тюркских племен Радлова, труды Фрэна, Броссо, Шмидта, Шифнера, Васильева, Розена, Залемана и мн. др.); рядом крупных работ по истории русской и западных литератур (Буслаева, Тихонравова, Пыпина, А. Веселовского и др.). Несмотря на несомненные заслуги, А. в значительной мере носили отпечаток казенщины и рутины. Самый термин «академический» становится выражением педантизма, следования вековым традициям, враждебности свободной мысли. Наиболее крупные умы, блещущие широтой и размахом, часто идущими вразрез с выводами официальной мысли, не удостаиваются звания академика, напр. Декарт, Паскаль. Знаменателен также провал кандидатуры Менделеева. Вместе с тем часто академиками избираются ничтожества. Как учреждения казенные, состоящие на содержании государства, А. не имели мужества протестовать против власти. Вспомним в истории русской А. наук случай с М. Горьким, избрание к-рого в почетные академики вызвало резолюцию Николая II: «более, чем оригинально». Затем последовало в печати сообщение от имени А., где выборы объявлялись недействительными, т. к. А. не была осведомлена о состоянии Горького под следствием по политическому делу. Это побудило Короленко (см.) сложить с себя звание академика; горячие его требования общего собрания для протеста не встретили поддержки среди коллег, и Короленко понял, что звание это будут впредь получать лишь лица, имеющие полицейское свидетельство о благонадежности. Единственным академиком, присоединившимся к Короленко и сложившим также звание, был А. Чехов. Еще раньше Чехов писал, что быть почетным академиком, не имеющим решающего голоса (таковым званием награждались писатели), все равно, что быть «почетным гражданином города Вязьмы или Череповца». Октябрьская революция коренным образом изменила характер А. Установление постоянной увязки теоретической работы с жизненным строительством; привлечение широкой общественности к выбору академиков, обсуждение кандидатур к-рых вынесено из профессорских кабинетов; расширение работы в области наук гуманитарных; увеличение числа академиков до 85 (вместо 43) — таковы главнейшие из изменений. Кроме того советское правительство отказалось от утверждения выборов, как это имело место прежде. Выборы производятся на общем собрании академиков и окончательны. нового академического устава гласит об утере членами А. своего звания, «если они не выполняют обязанностей, налагаемых на них этим званием».

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Коллективизм и солидарность как нравственная основа в деятельности органов внутренних дел
Профессиональная мораль, которой руководствуются сотрудники правоохранительных органов, определяет не только их нравственное сознание, но и нравственные отношения, поведение в коллективе. Здесь коллектив, как социальная группа, является ...

Мавританское искусство
Мавританское искусство — это условное название художественного стиля, который сложился и расцвел в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Наиболее ярко мавританский стиль проявился в архитектуре. На окраине испанского гор ...

О фильме Андрея Тарковского "Зеркало"
"Зеркало"- фильм Андрея Тарковского (1974), один из самых сложных фильмов русского кинематографического модернизма, может быть, тем не менее, самый лучший, самый глубокий русский фильм. Прежде всего попытаемся разобраться с сам ...