Мавританское искусство

Мавританское искусство — это условное название художественного стиля, который сложился и расцвел в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Наиболее ярко мавританский стиль проявился в архитектуре. На окраине испанского города Гранада находится Альгамбра — укрепленная резиденция гранадских эмиров (правителей), построенная в XIII—XIV вв. Этот уникальный памятник искусства и вместе с тем типичный образец мусульманской «скрытой архитектуры» является настоящей жемчужиной мавританского зодчества. Массивные стены крепости, ее башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают роскошный царский дворец. В основе композиции дворцового ансамбля лежит система дворов, расположенных на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном, обсаженным миртами и апельсиновыми деревьями, с грациозными портиками на торцах был центром Дворца приемов. Под прямым углом к нему примыкает Дворец львов с залами, утонченное убранство которых создает атмосферу роскоши и покоя. В центре Дворца львов находится покоряющий соразмерностью и красотой форм Дворик львов — с фонтаном, окруженным двенадцатью фигурами каменных львов. Эти грубоватые схематичные изваяния, как утверждает надпись на фонтане, не могут никого испугать, «ибо им не хватает жизни, чтобы показать свое неистовство». Особую роль в художественном образе Альгамбры играют надписи. С совершенством исполненные и виртуозно вплетенные в убранство здания, они легко читаются, внушая религиозные и эстетические идеи. Прекрасная архитектура Альгамбры исполнена гармонии и возвышенной поэтичности. Существенную роль в ансамбле играют тонкие, будто стебли тростника, мраморные колонны, несущие разнообразные по форме арки. Конструкции настолько легки и воздушны, что кажется, будто арки парят, отделяя залитые солнцем дворики от затененных галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного зала, кельи или дворцового покоя. На изразцовых цоколях сверкают чистыми красками геометрические орнаменты. Их сменяют хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах. Густо-коричневое кружево карнизов и изумрудно-зеленые черепичные кровли завершают убранство здания. Внутренние помещения декорированы тонко прорисованными арабесками. Свет, проникающий сквозь оконные решетки и витражи, создает на стенах и сталактитовых куполах разноцветные живые узоры. В глади бассейнов отражаются вечнозеленые деревья и цветущие кусты. Нежно журчат серебристые струйки фонтанов в граненых чашах. Дворики вымощены мрамором или керамической плиткой.

Альгамбра дала наименование стилю декоративно-прикладного искусства. Среди произведений, выполненных в этом стиле, — большие керамические вазы с изящно-витиеватой росписью люстром. По манере исполнения узора они напоминают «альгамбрские» шелковые ткани, парчовую вышивку, парадное оружие, золотые с эмалью украшения. Чарующий стиль «альгамбра» таит в себе догадку о «скрытом сокровище», понимаемом мусульманским искусством как зашифрованный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты.

Важная информация:

Хозяин Москвы. Рассказ о Свято-Данилове монастыре
Возле реки-Москвы, на юге столицы, золотыми луковками куполов сверкают на солнце храмы Свято-Данилова монастыря. Глядя на белоснежные монастырские соборы и крепостные стены с башнями, увенчанные остроконечными железными шапками, скажешь л ...

Архитектура периода XIX династии
Борьба между Эхнатоном и жречеством ослабила Египет: в первой половине XIV в. государство утратило почти все завоеванные прежде владения. При фараонах XIX династии — Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III — военная мощь Египта была восстановлен ...

Период архаики
VII-VI вв. до н. э., так называемый период архаики , отмечены важнейшими сдвигами как в истории, так и в искусстве древней Греции. Рост городов в Греции вызывает расширение строительства. В этот период происходит складывание системы архит ...