Архитектура периода XIX династии

Материалы » Искусство Древнего Египта. Новое царство » Архитектура периода XIX династии

Борьба между Эхнатоном и жречеством ослабила Египет: в первой половине XIV в. государство утратило почти все завоеванные прежде владения. При фараонах XIX династии — Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III — военная мощь Египта была восстановлена, в страну снова потекли богатства и рабы. Это позволило возобновить грандиозное строительство. Архитектурные памятники этого периода отличаются колоссальными размерами, обилием колонн и статуй, богатством и пышностью убранства. В Абидосе, одном из крупнейших городов Верхнего Египта был сооружен заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Особую известность абидосскому храму принесли великолепные рельефы, покрывающие стены и колонны храма, а также врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» — перечень египетских фараонов.

Самым выдающимся представителем XIX династии был Рамсес II, правивший в течение 67 лет (1317—1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II, почитание его обожествленных изображений достигли предела возможного — это было время самых пышных славословий в честь фараона, богов и даже царской колесницы. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум, намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошедшего до наших дней в сильно разрушенном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад храма украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.

Традиция дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу. Окруженный двумя рядами зубчатых стен, храм напоминал крепость. По сторонам входных ворот стояли две башни, также увенчанные зубцами.

Но самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. По сравнению со статуей самого фараона, эти фигурки кажутся небольшими, однако на самом деле достигают высоты человеческого роста. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище. В первом зале установлены восемь статуй бога Осириса, символически поддерживающих потолок помещения. Дважды в году, 22 февраля и 21 октября, можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входные ворота храма в длинный проход, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и Рамсеса II. Малый храм, построенный в честь царицы Нефертари, представляет собой сооружение более простое и меньшее по размеру. На фасаде храма в глубоких скальных нишах стоят четыре статуи Рамсеса II и две статуи Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор, которой, собственно, и была посвящена эта святыня.

Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжелых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет египетское искусство пережило при фараонах Саисской династии (VII в. до н.э.). Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.

Важная информация:

Культура классического арабского Востока
В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний ...

Воинская слава России
Говоря о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести, воинской славы. Историю государств заполняют описания войн; они являются наиболее заметными вехами в памяти человечества. Развитие военной техники — одно из ...

Святые помощники
Во все времена, обращая к небу свои мольбы, русский человек надеялся на божественную помощь в своих делах. Так было и в эпоху язычества, когда олицетворявшие природные силы многочисленные боги считались покровителями различных сторон деят ...