Педагогическая культура сельского населения

Материалы » Педагогическая культура сельского населения

Актуальность проблемы состоит в том, что семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется прежде всего всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

Актуальность обусловлена также тем, что семья и школа должны выступать как активно взаимодействующие партнеры, с единой позицией в отношении ребенка.

Настоящие рекомендации составлены на основе изучения литературы, обобщения опыта работы автора, в том числе и в Вятской школе Ярославской области.

Они адресованы педагогическим коллективам общеобразовательных школ, особенно сельских.

Личность ребенка, особенно дошкольника, в значительной мере формирует семья – вид социальной общности, организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях. Как отмечал в свое время А.С.Макаренко, семья воспитывает не столько специально организованной воспитательной деятельностью (хотя и это важно), сколько всем стилем своей жизни, характером взаимоотношений ее членов, общей культурой.

Педагогическая культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект- субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием. Хотя народная педагогическая культура формируется преимущественно стихийно, она анонимна, однако она может испытывать влияние профессиональной педагогической культуры, ее элементы могут формироваться.

В семье же педагогическая культура развивается за счет традиций, устоявшихся в народной педагогике норм и правил, обогащению которых может способствовать школа.

Мы рассматриваем в сложной структуре педагогической культуры четыре основных компонента: - когнитивный – элементарные педагогические знания; - эмоционально-ценностный – интерес, а потом и потребность в педагогической деятельности; - действенный – субъектную включенность в педагогический процесс; - личностно-результативный – сформированность педагогически значимых качеств.

Особо следует обратить внимание на формирование ценностных ориентаций.

Ценности являются основополагающим элементом культуры, все другие элементы, в том числе и образовательные потребности, базируются на них.

Важная информация:

Изображение Литургии в сербской монументальной живописи XIII-XIV вв
Божественная литургия есть поистине небесное, на земле, служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. ...

К вопросу о менталитете сибирской культуры
Понятие «менталитет» или «ментальность» распространено сегодня не только в научной среде, но и часто встречается на обыденном, житейском уровне. При всем различии его толкования совершенно ясно, что в менталитете объединяется совокупность ...

Ислам и изобразительное искусство
В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставая ...