Собрание родителей класса (нескольких смежных классов) может стать действенным фактором формирования педагогической культуры родителей только при условии их правильного поведения. Однако прежде чем сформулировать их, обратимся к типичной картинке из школьной практики. Вспомните, как вас приглашали на такое мероприятие.
Обычно вы читаете в дневнике своего ребенка: «19 ноября в 18 ч. состоится родительское собрание. Явка родителей обязательна». Требуется ваша подпись над этим извещением. Одна строка текста, а сколько методических промахов! Заранее программируется пассивная позиция родителей, предполагается проведение не собрания родителей, а собрания для родителей.
Совсем другая картина определяется таким приглашением: «Уважаемый Владислав Борисович! 19 ноября в 18 часов состоится собрание родителей класса, где учится ваш сын. Будет обсуждаться проблема о профессиональным самоопределении подростков. Приходите, примите участие в обсуждении будущей судьбы вашего сына. С уважением, классный руководитель». Такое приглашение существенно меняет позицию родителей: «Меня величают по имени-отчеству (значит, уважают). Меня приглашают принять участие в обсуждении важной проблемы».
Однако вернемся на типичное родительское собрание. Обычно оно начинается с опозданием («Кто особенно нужен, того как раз и нет»). Открывает и ведет его, конечно, сам учитель. После небольшой информации о состоянии дел в классе начинается персональный разбор. Вот публично распекают кого-то из детей. Я знаю, что следующая очередь – моего Алешки, что сейчас меня вытащат на этакую «казнь египетскую».
И если учитель говорит: «К вашему Алексею нет особых претензий», то я облегченно вздыхаю: слава Богу, сегодня пронесло. А если претензии есть и мне их публично предъявляют, я не могу печатным текстом передать, что я скажу сыну, но супруге – примерно следующее: «Ноги моей больше не будет на этом позорище! Ты его родила, ты и ходи туда!». Следует категорически запретить публично как охаивать детей, так и захваливать их. Это предмет индивидуальной беседы.
Собрание родителей следует посвящать разработке программы решения какой-то значимой для всех родителей проблемы: организации отдыха в каникулы, питанию, проведению общих дел. Надо помнить, что присутствие на собрании людей, которых не касается обсуждаемый вопрос, развращает их.
Чтобы этого не случилось, иногда можно проводить не только общие собрания родителей, но и «профильные», то есть для родителей тех детей, у которых имеются схожие проблемы: низкая общественная активность, повышенный интерес к тем или иным предметам, задержки в психическом развитии и т. п.
Как добиться активности родителей на собрании? Есть одна истина: чем большее количество людей участвует в подготовке какого-то дела, тем больше активных участников вы получите в ходе его проведения. Поэтому следует готовить собрание вместе с активом родителей. Естественно, что и вести собрание должен не педагог, а представитель родительской общественности. В Вятской школе имеется опыт проведения собраний родителей по методике КТД и педагогических мастерских.
Подводя итог разговору о собрании родителей, отметим, что культура, этика поведения на нем учителя являются фактором, формирующим педагогическую культуру родителей, создающим имидж школы.
Важная информация:
«Культ певца» в советской культуре
Дефиниция «культ певца» в отношении деятельности артистов Большого театра СССР впервые была обозначена в книге В. Ражникова «Кирилл Кондрашин рассказывает…» Известный советский дирижер К.П.Кондрашин (1914 – 1981) работал в Большом театре ...
«Говорящее кино»
От сырой простыни говорящая —
Знать, нашелся на рыб звукопас —
Надвигалась картина звучащая
На меня, и на всех, и на вас…
Начихав на кривые убыточки,
С папироской смертельной в зубах,
Офицеры последнейшей выточки —
На равнины зияющ ...
Борис и Глеб
Икона «Борис и Глеб» является одним из самых ранних изображений сыновей киевского князя Владимира. В агиографической литературе считается, что благоверные князья были убитых по приказанию своего брата Святополка Окаянного в 1015 году, но ...
Навигация