Борис и Глеб

Материалы » Борис и Глеб

Икона «Борис и Глеб» является одним из самых ранних изображений сыновей киевского князя Владимира. В агиографической литературе считается, что благоверные князья были убитых по приказанию своего брата Святополка Окаянного в 1015 году, но многие историки склоняются к тому, что Борис, а, возможно, и малолетний Глеб лишились жизни по наущению их другого брата – Ярослава Мудрого.

Иконография этих первых русских святых традиционна. Они даны в рост, в княжеских одеяниях, с крестами (символами их мученичества) и мечами в руках.

Длинные туники и подбитые горностаевым и беличьим мехом княжеские корзно (плащи) покрыты золотыми и серебряными орнаментами в виде зверей, птиц, растительных и геометрических узоров. С большой тонкостью исполнены каймы одежд, пояса и поручи, а также отороченные соболем шапочки и красные сафьяновые сапожки, богато украшенные камнями и жемчугом.

Силуэты князей-страстоперпцев четко выделяются на сплошном золотом фоне иконы. Фигуры как бы повисают в воздухе, так как отсутствующий позем. Это усиливает условность иконного образа.

Изобразительные особенности произведения и ряд других его черт связывают «Бориса и Глеба» из Русского музея с традициями византийской живописи. Некоторые исследователи считали икону византийской, но большинство специалистов отнесли ее к владимиро-суздальской школе. В свое время В.Н. Лазарев отметил, что характер письма ликов напоминает «Малую Толгскую», написанную в 1314 году и не исключал возможности исполнения иконы во Владимире, до перенесения митрополичьей кафедры в Москву. Однако имеются основания и у тех ученых, которые отмечали сходство памятника с раннемосковской иконописью.

Икона написана большим мастером. Строгая каноничность образов сочетается в ней с литургической торжественностью и необыкновенной парадностью. Каноническая простота композиционного построения подчеркнута изяществом линейных абрисов и, главное, строгой гармонией колорита.

Пластическая трактовка формы оттеняется плоскостным узорочьем. Тончайшая тоновая нюансировка гармонирует с обилием драгоценного золота и превалирующей красочной палитрой. Произведение построено на различных градациях алой киновари, фиолетовой, синеватой лазури и желтой охры с незначительными добавлениями зеленого, коричневого, черного и белого цветов, а также серебра.

Икона не имеет прямых аналогий. Но перечисленные иконописные особенности позволяют связать ее с московской школой XIV века, крайне скудной по дошедшим до нашего времени памятникам. Это тем более вероятно, что раннемосковская иконопись выросла на древних традициях Ростово-Суздальской земли, относящейся, подобно ряду других княжеств, к так называемым среднерусским письмам.

Важная информация:

Магия
Очень крупную роль играла в египетской религии магическая практика. По многочисленным текстам, изображениям и вещественным остаткам нам известно о применении магии во всех областях жизни народа и во все периоды египетской истории. Лечебно ...

Собрание родителей как форма повышения их педагогической культуры
Собрание родителей класса (нескольких смежных классов) может стать действенным фактором формирования педагогической культуры родителей только при условии их правильного поведения. Однако прежде чем сформулировать их, обратимся к типичной ...

Воинская слава России
Говоря о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести, воинской славы. Историю государств заполняют описания войн; они являются наиболее заметными вехами в памяти человечества. Развитие военной техники — одно из ...