Опекун русского модерна

Материалы » Опекун русского модерна

Страница 2

В 1870 году Мамонтовы купили усадьбу Абрамцево, бывшее имение писателя С.Т. Аксакова. Эта усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области известна с середины XVIII века как имение Головиных. В то время здесь был разбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х годах. В 1843 году Абрамцево приобрел писатель С.Т. Аксаков, к которому часто приезжали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ю.Д. Самарин, поэт Ф.И. Тютчев, бывал актер М.С. Щепкин. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Семейную хронику», многие рассказы. Это было уникальное по своей природе и традициям место. Сегодня мы знаем его по многочисленным произведениям русского изобразительного искусства. Знаменитая васне-цовская Аленушка, девочка из русской народной сказки, образ которой вдохновил позднее многих поэтов, «печалится» на берегу абрамцевского пруда . Пейзажи Поленова, природный фон для «Богатырей» Виктора Васнецова. На протяжении четверти века гостями Абрамцева были многие талантливые люди, цвет русской художественной интеллигенции. Здесь, на «лучшей в мире даче», по выражению Ильи Репина, сложилась первая в истории России «художественная колония», которая объединила единомышленников — энтузиастов нового искусства. Мамонтовский кружок выразил очень характерную черту времени - тенденцию к созданию целостной и обособленной художественной среды, что является особенностью стиля модерн. В усадьбе жили и работали великие русские художники Исаак Левитан, Илья Репин, Валентин Серов. Здесь же были созданы художественные мастерские для работ по дереву, керамике. В Абрамцевских мастерских работал гениальный Врубель. Именно его искусствоведы называют первым профессиональным художником-керамистом. Серия его скульптур — персонажей к операм Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка» — настоящий гимн новаторству в прикладном искусстве. В работах этих соединились новые технологии и необыкновенная пластика, психологизм и музыкальность. Среди майоликовых работ мастерской: панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь» (по эскизу М. А.Врубеля, 1899—1903 годы), декоративные вазы и скульптуры в стиле модерн, также выполненные по эскизам великого русского художника. В 1879 году Савва Иванович оказал материальную поддержку Виктору Васнецову, заказав ему сразу три декоративных панно: «Ковёр-самолёт»,

«Три царевны подземного царства» и «Битву русских со скифами» для интерьеров железнодорожных управлений.

В Абрамцеве творили, дружили, ссорились, любили. Переплетались судьбы людей; художники становились героями литературных произведений, члены мамонтовской семьи - образами живописных полотен. С детства нам известен портрет дочери Саввы Ивановича — Верочки Мамонтовой — знаменитое живописное полотно Валентина Серова «Девочка с персиками». Считается, что эта красивая девушка, немного повзрослев, послужила также прототипом для врубелевской Тамары в его живописной эпопее о Демоне. В 1870—1890-е годы в Абрамцеве возводится ряд построек в «русском стиле»: керамическая мастерская (архитектор В. А.Гартман, 1872), «Терем» (архитектор И. П. Ропет, 1873), церковь (по проекту В. М. Васнецова, 1881—1882). Таким образом, полностью, на наш взгляд, воплощалась идея Саввы Ивановича о создании некого духовного (но более — эмоционального и эстетического) объединения людей, которое «творит» некую новую среду, возродив не только русские народные традиции, но и «родив» на их основе новый Стиль. Мамонтов, имеющий кроме юридического диплома, образование искусствоведа, знал и вполне осмыслил идею творческих группировок одаренных людей, распространенных во всей Европе. Надо еще раз напомнить и о том, что детство Саввы Ивановича прошло среди декабристов, создавших в своё ' время идейное объединение лучших людей России. Часто размышлял Савва Мамонтов и о трагической судьбе этого объединения .

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Гармония и алгебра народной игрушки
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это — русские народные игруш ...

Период европеизации России
Итак, с началом XVIII в. начинается новый, ближайший к нам по времени период истории, наследием которого мы живем до сих пор. XVIII в. — это век особого трагизма отечественной истории. Мы не будем останавливаться на хорошо известных событ ...

Контрасты кинорепертуара
Конечно, в ту раннюю пору и другие национальные кинематографии, старшие по стажу и по опыту, также обретали себя, припадая к родникам собственной словесности. Так, французы будут переносить на экран "Кренкебиля" Анатоля Франса и ...