Гармония и алгебра народной игрушки

Материалы » Гармония и алгебра народной игрушки

Страница 1

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ: купить—продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, миткаль, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки . Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы — они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, — погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха — патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики пли камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов. В разных районах России погремушки звали по-разному: шаркун, шаркунок, побрякушка, грематушка. Уже само название подсказывает, как звучит первый "инструмент" -- шуршит ли, гремит, позвякивает… Погремушки делались из глины, дерева, бересты, лозы и были различной формы. Шарообразные, яйце-, груше-, фасоле-видные, цилиндрические, крестообразные — они исподволь вводили малыша в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили: глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филионово, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста, приморские — из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские "жаворонки" и курские "кулики" и т.д.

Выявление, выделение одного представителя (элемента) множества легко решалось старинной игрой в бирюльки. В деревянной плошке было много маленьких игрушек: ведерко, кувшинчик, чашечка и т.д. Бирюльки высыпались на стол, и ребенок должен был собрать их в плошку, составляя множество из элементов. (Насколько я помню, смысл бирюлек — не в составлении множества, а в том, чтобы ловко убрать одну деталь из кучи, не сдвинув остальные…)

Богородская деревянная скульптура служит той же идее — множество и его элемент. Фигурки мастеровых, крестьян, чиновников, торговцев с лотками, дам и гусар, актеров и бродячих музыкантов, медведей, птиц называли китайской мелочью созвучно бирюлькам. Мягкое, светлое, нераскрашенное дерево помогало мастеру передать мелко завитую гриву коня, густую, косматую шерсть медведя, оперение птиц. Но есть особая ценность в богородской скульптуре.

По подолу няньки расставлены фигурки детей. Поставим их отдельно. Имеем множество детей и множество, состоящее из одного элемента — няньки. Составим, как было, т.е. объединим множества. Нянька с детьми — это объединение двух множеств. Дети — дополнение к няньке до основного множества — всей скульптурной композиции. Та же ситуация воспроизводится в дымковской игрушке, те же няньки с детьми: ярмарочные прилавки с самоваром, пирогами, блинами, калачами; карусели .

Страницы: 1 2

Важная информация:

Академии
Происхождением своим слово А. обязано местечку этого названия близ Афин, где любил бывать Платон (см.), излагая слушателям, обычно во время прогулок, свое учение (IV в. до христ. эры). Отсюда его философская школа (а после смерти — школа ...

«Устные уроки» по медицине в Римской империи
Клавдий Гален (130 – 200 гг.) – выдающийся учёный-энциклопедист Римской империи, авторитет которого был настолько велик, что его суждения и выводы, даже ошибочные, не подлежали пересмотру на протяжении последующих полутора тысяч лет. Гале ...

Резьба по дереву
Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки, ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные емкости для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки, Орна ...