Опекун русского модерна

Материалы » Опекун русского модерна

Страница 3

Как уже говорилось выше, Мамонтов заложил новую традицию и в российском театре — создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано в 1878 году; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие. «Что за талантливая личность этот Савва, как он языком владеет — и все это выходит у него сюрпризом для самого себя», — писал об одной из постановок Мамонтова В.Д. Поленов. Но домашние театральные представления были только прологом: Частная русская опера — первый профессиональный музыкальный театр, значение которого не будет понято до конца, если не отметить, что многие находки Мамонтова-режиссера, его требования к артистам и спектаклю в целом, станут в дальнейшем органической частью театральной системы, созданной Станиславским. Константин Сергеевич не пропускал ни одной мамонтовской постановки, часто бывал на репетициях спектаклей. Особенностью стиля Частной оперы было внедрение реализма и психологизма в игру актеров, особое внимание к среде, декорациям, сосредоточенность всего действия музыкального спектакля на диалогах и тщательная проработка драматургии взаимоотношений героев. По существу, оперный театр Саввы Мамонтова сделал огромный шаг в сторо-1 ну новаторского спектакля, уйдя от оперы академической, в которой не было принято развивать многогранно образ героя, акцентировать оформление спектакля на выразительных декорациях, создающих среду, вводить в оперные либретто устный текст, пластику, танец и т.д. В этом театре расцвёл гений Федора Шаляпина, были поставлены (в некоторых случаях впервые) многие оперы композиторов русской «Национальной школы»: «Русалка», «Снегурочка», «Фауст».

Фёдор Шаляпин явился редчайшей и судьбоносной «находкой» для Мамонтова. Савва Иванович буквально вырастил этот гигантский талант, очень гордился певцом, очень его любил.

Русская Частная опера покорила Москву, но только спустя одиннадцать лет после своего открытия. Причина крылась в нетрадиционном подходе к сценическому действию. В прессе прозвучали те слова, которых ждал Савва Мамонтов не один год, слова, свидетельствующие о том, что он понят, наконец, поняты его стремления, понята его цель, во имя которой он так упорно работал. Критики восторгались голосом Фёдора Шаляпина, декорациями, режиссёрской работой. Триумф Частной оперы продолжался два сезона .

Всё резко и неожиданно обрушилось. 11 сентября 1899 года Савву Ивановича Мамонтова арестовали.

В начале 90-х годов Мамонтов задумал создать конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московскую-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, а также продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать русский Север. В кассе Московско-Ярославско-Ар-хангельской железной дороги была обнаружена крупная недостача. Обвинили в этом Савву Мамонтова, а также ряд его помощников. Мамонтовский дом на Садовой был подвергнут обыску. Но в доме у него ничего не нашли. На самого Мамонтова был наложен крупный штраф в размере ста тысяч рублей. Так человек необычайных дарований, успешный, огромный и яркий — оказался в заключении. Воистину — от тюрьмы и от су мы . В тюрьме у него открылась чахотка. Стараниями многих именитых художников Савва был отпущен под домашний арест. В июне 1900 года состоялся суд, который совершенно неожиданно обернулся бенефисом Саввы Мамонтова. Благодаря стараниям лучшего московского адвоката и всего цвета русской интеллигенции он был полностью оправдан.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Ремесленные мастерские
Ремесленники многих специальностей жили во всех крупных чувашских селениях, а по некоторым ремеслам специализировались целые деревни. На односельчан трудились шерстобиты, плотники, валяльщики, красильщики, веревочники. Только на рынок раб ...

Древнеримский жилой комплекс
В устье реки Тибр, неподалеку от аэропорта Леонардо да Винчи, находятся остатки города Остии – гавани Древнего Рима. Среди живописных руин в этой богатой археологическими находками местности особый интерес представляют остатки жилых и тор ...

Прообразы пиктографического письма
Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов архаической эпохи. Художники, изображавшие эти узоры, следовали существовавшему в то время правилу ...