Игорь Северянин и мистификации "серебряного века"

Материалы » Игорь Северянин и мистификации "серебряного века"

Страница 3

Игорь Северянин, конечно же, не мог оставить без внимания талантливого и поэтически родственного Виктора Гофмана. Столь известная всем поэма-миньонет "Это было у моря" является рефлексией на поэзию придворного пажа Гофмана: "Королева играла - в башне замка - Шопена,/И, внимая Шопену, полюбил ее паж". Это стихотворение музыкально, его поэтическая форма заимствована из музыки: миньонет - танец; по характеру близкий вальсу. Стихотворения Северянина вообще музыкальны, а это музыкально вдвойне, так как отражает еще и музыкальность поэзии В. Гофмана. Гофман, как верно заметил Ю. Айхенвальд, "поэт вальса, но вальса смягченного в своем темпе и музыкально-замедленного": "Был тихий вечер, вечер бала Был летний бал меж темных лип, Там, где река образовала Свой самый выпуклый изгиб. Был тихий вальс, был вальс певучий ." Стихотворение "Это было у моря" Северянина "вальсирует" в быстром темпе. И если взглянуть на него как на пародию, иронию над лирикой пажа, то окажется, что этот быстрый темп вальса, вопреки медленному, плавному гофманскому, Северянин задал специально. Строчки Северянина: "Было все очень просто, было все очень мило" - аллюзия на гофманскую лирику в целом. В стихотворениях Гофмана паж прост и наивен, его любовь чистая, не отягощенная чувством греха, его принцессы и королевы - "невинные девы" (у Северянина, для сравнения, "невинные дамы").

Поэма-миньонет - виртуозное сочинение Игоря Северянина, гармонично вплетающееся в его "музыкальную" поэтику и в то же время одаряющее читателя рядом аллюзий и реминисценций.

Если "Это было у моря" - изящная ирония над поэтом-пажом, то в следующем стихотворении ("Каретка куртизанки") Северянин беспощаден к лирическому герою стихов Виктора Гофмана. Для поэта-пажа любви и природы было бы оскорбительным увлечься падшей женщиной, тем более служить ей. Его возлюбленные - чистые, наивные, как и он, принцессы. Северянин же заставляет "юного пажа" "быть блюстителем здоровья" куртизанки: "Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, Блюстителем здоровья назначен юный паж". Снова Северянин пародирует музыкальность стихотворений Гофмана: появляется музыка, но не мелодичный и томный вальс, а подходящая для случая и заказчика "бравадная мазурка", исполняет которую какой-то "курортный оркестр". Апогеем издевательской иронии является концовка северянинского стихотворения: "Каретка куртизанки опять все круче, круче,И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер, прилег .".

В стихотворении "Кэнзели" прослеживается все та же ирония Северянина над незатейливым лирическим героем Гофмана. Только в этом стихотворении поэт называет пажа мальчиком, цель которого, правда, все та же - служить и прислуживать кокотке: "Ножки плэдом закутайте дорогим ягуаровым, И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом, И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым .".

Виктор Гофман создает удивительно легкий, чарующий, утонченный, одухотворенный образом юноши-пажа поэтический мир. Если бы этот поэтический мир не эволюционировал в творчестве В. Гофмана, оставался бы прежним беззаботным, то иронические стихи-рефлексии Северянина на творчество Гофмана воспринимались бы легко, с улыбкой. Но Гофман не мог остаться в одной только любви, нежной, сладостной, первоначальной. На пороге рая долго пребывать нельзя, необходимо перешагнуть его. "Ослушник Адам, вкусивший от древа познания и древа сознания, неизбежно становится Гамлетом", а Гамлет не может быть пажом. Из лирики Гофмана исчезает прежняя упоительность ощущений, поэт и лирический герой платят за эстетику "мига", причем в случае с Гофманом поэт и лирический герой - единое "я", целое и цельное. Поэтому наступает отрезвление, столь горькое и трагичное. Наивный Адам превращается в Фауста, который просит прощения у погубленной им Маргариты: "О милая, прости меня за мой невольный грех,/За то, что стал задумчивым твой непорочный смех,/Что, вся, смущаясь, внемлешь ты неведомой тоске,/Что тоненькая свечечка дрожит в твоей руке". Потеряв рай, мечту-утопию, Гофман окунулся в реалии душного, "смутно освещенного" города. Мечта, бывшая когда-то реальностью, стала просто тенью, а душа была в мечте. Без души же и жить незачем. В Париже Виктор Гофман покончил с собой.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Раннее творчество
Сын орнаментщика и торговца эстампами Никола Буше Франсуа около 1720 работает в мастерской Ф. Лемуана у которого он получил первые уроки колорита наряду с более расплывчатыми уроками итальянцев. Первой его специальностью однако стало рем ...

Дом-дворец в усадьбе Торосово
Дом-дворец в Торосово, построенный в 1870-е годы, в период эклектики, стилизован в характере «английской готики». На фоне неоштукатуренных стен, сложенных из красного кирпича, контрастно выделяются белые штукатурные тяги, широкие наличник ...

Культура Греции
(печатается по статье С. В. Скобелева из сборника монографий Института Открытое общество). ...