Игорь Северянин и мистификации "серебряного века"

Материалы » Игорь Северянин и мистификации "серебряного века"

Страница 2

Быть может, все в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов .

Это двустишие Брюсова отражает его отношение и к Нине Петровской, и к Надежде Львовой.

Но Брюсов не остановился на литературных мистификациях, ему захотелось их завершить в жизни. С лета 1913 года Брюсов, по словам В. Ходасевича, систематически приучал Надежду к мысли о самоубийстве. Она стала очень грустна. А ночью на 24 ноября Надя застрелилась. Застрелилась из того самого браунинга, из которого стреляла в Белого Нина Петровская. На этот раз револьвер не дал осечки. Не в романе, а в реальности оборвалась жизнь не Нины-Ренаты, а Нади-Нелли. Нина умерла в 1927 году за границей, куда уехала в 1911-м. Ее жизнь за границей - затянувшийся эпилог "Огненного ангела", она не покончила с собой только из-за больной сестры и умерла, заразив себя ее трупным ядом.

На этом мистификации не заканчиваются. Книга Брюсова "Стихи Нелли" была написана в духе Игоря Северянина. Это был период, когда Брюсов "конфузливо молодился", искал общества молодых поэтов-футуристов. Брюсов был в восторге от Северянина, от его "новой" поэзии и благословил его в 1911 году на ратный труд и поэтический подвиг: "Юный лириков учитель,Вождь отважно-жадных душ,Старых граней разрушитель,Встань пред ратью, предводитель,Разрушай преграды, грезы, стены тесных склепов рушь!" ("Игорю Северянину").

Несмотря на то, что Северянин провозгласил себя эгофутуристом, новым поэтом новой эпохи, он был хорошим учеником символистов, и идеи жизнетворчества, театрализации бытия были ему не только не чужды, но и близки, являлись основой его поэтики.

В 1911 году он пишет стихотворение "Нелли": "В будуаре тоскующей нарумяненной Нелли, Где под пудрой молитвенник, а под ней Поль де-Кок, Где брюссельское кружево .на платке из фланели! ". Это стихотворение - ирония и издевка над пошлым бытом мещанки-кокотки Нелли: "Философия похоти! Нелли думает едко! Я в любви разуверилась, господин педагог .О, когда бы на "Блерио" поместилась кушетка! Интродукция - Гауптман, а финал - Поль де-Кок!"

Игорь Северянин, конечно же, не мог не знать о взаимоотношениях Брюсова и Надежды Львовой, так как был приближен к жизни мэтра, был его пажом. Возможно, это стихотворение - ироническая аллюзия на отношения Брюсова и Надежды Львовой. Жизнь мэтра, причем неприглядная, превращена молодым поэтом-эгофутуристом в очередной литературный миф. Любопытно, что и сборник Северянина, куда вошло это стихотворение, "Громокипящий кубок" и брюсовские "Стихи Нелли" вышли в 1913 году. Стихотворение же "Нелли" написано в 1911-м, и Брюсов мог его прочитать, так как Северянин знакомил мэтра со своим творчеством. Каждая из этих книг является характерной для творчества поэтов. "Громокипящий кубок" - одна из лучших книг Игоря Северянина, в ней все темы, мотивы, образы его поэзии, вся его эстетика. "Стихи Нелли" Брюсова отражают его подражательный эгофутуристический период в поэзии, причем подражал Брюсов Северянину только второму разделу его "Громокипящего кубка", "Мороженому из сирени", в котором сосредоточены все куртуазно-жеманные образы и мотивы северянинской лирики.

"Громокипящий кубок" Северянина является поэзией-отражением, рефлексией культурно-бытовых и поэтических реалий начала XX века. "Мороженое из сирени" представляет читателю мир беззаботных, игривых, изысканно-пошлых кокоток, "девственных дам", куртизанок, эксцессерок. Образы такого художественного мира Северянина не единожды обыграны, спародированы поэтами-современни-ками. Но Северянин и сам обыгрывал, включал в свой поэтический мир голоса других поэтов, "смешивал стили". Так, некоторые стихотворения Северянина являются рефлексией на поэтическую образность молодого поэта, современника Северянина Виктора Гофмана.

"Виктор Гофман,- пишет Юрий Айхенвальд,- это, прежде всего, влюбленный мальчик, паж, для которого счастье - нести шелковый шлейф королевы, шлейф того голубого, именно голубого платья, в котором он представляет себе свою молодую красавицу". Он нежный, томный, упоенный, душа его полна стихов и цветов. В его песнях отблеск невинности и наивности. Он - паж природы, не только инфанты. "Кроме любви томной, зародившейся весною, когда мир как слабый больной", Гофман знает и любовь-балладу, сочетание страсти и фантастики, страшные метаморфозы любви ("Наваждение"). "Цветочные" образы его поэзии: сирень, васильки, лилии, так же как и образы голубого шелкового платья, и весеннего мальчика, и принцесс с королевами, наивно-лирические интонации - переосмысливаются Северяниным и являются трансформированным голосом Гофмана в его поэзии.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Елка и баня в рождественский сочельник
Постепенно появляются украшения, связанные с предрождественским периодом адвента. Дети развешивают специальные календари, а семьи считают дни до Рождества с помощью свечей. В первое воскресенье адвента зажигают первую свечу, во второе – п ...

О комедии Бернарда Шоу "Пигмалион"
"Пигмалион" - комедия Бернарда Шоу (1913), один из первых текстов европейского неомифологизма, хотя еще несколько наивно и поверхностно понятого. Известно, что Шоу схватывал на лету идеи, носившиеся в воздухе. И миф о Пигмалионе ...

Роланд
Роланд (Rollant, Rollanz) — герой франц. феодального эпоса, образ которого приобрел в средние века международное значение вследствие особенно яркого выражения в нем идеалов доблести и чести в их феодально-рыцарском понимании. Сказание о Р ...