Игорь Северянин и мистификации "серебряного века"

Материалы » Игорь Северянин и мистификации "серебряного века"

Страница 1

Начало XX века в русской культуре было эпохой мистификаций. Жизнь творилась как художественное произведение, а оно, в свою очередь, было рефлексией, отражением чаще всего кривозеркальным жизни богемы - поэтов, писателей, художников. "Художник, создающий "поэму" не в искусстве своем, а в жизни, был законным явлением в ту пору", - писал В. Ходасевич.

Смысл жизни для декадентов-символистов был в том, чтобы ее сыграть! "Непрестанное стремление перестраивать мысль, жизнь, отношения, самый даже обиход свой по императиву очередного "переживания" влекло символистов к непрестанному актерству перед самими собой - к "разыгрыванию" собственной жизни как бы на театре жгучих импровизаций", - писал В. Ходасевич. Декадансная личность становилась "копилкой переживаний": все попробовать, все отведать, накопить без разбора эмоции (кокаин, морфий, вакханалии, оргии и любовь, как и все, одержимая).

У Валерия Брюсова есть роман "Огненный ангел" с посвящением: "Много любившей и от любви погибшей". В романе три главных героя - граф Генрих, Рената и Рупрехт. От любви погибает, конечно же, Рената. Причем в книге Брюсова она погибает намного раньше, чем в жизни . Брюсовский "Огненный ангел" - это роман-отражение, роман-рефлексия.

В 1903 году в богемной среде Москвы появилась некая Нина Петровская. По отзывам современников, она не была хороша собой, но была "довольно умна", чувствительна и, главное, "очень умела попадать в тон". Поэтому в среде "ловцов мигов и впечатлений" она тотчас стала объектом "любвей".

В 1904 году все восхищались молодым, златокудрым, голубоглазым и обаятельным Андреем Белым. Общее восхищение, разумеется, передалось и Нине Петровской, разочарованной на тот момент и уставшей от вампирской любви и "оргиазма" одного из поэтов. Вскоре восхищение перешло во влюбленность, а затем и в любовь.

Любовь в то время, в той среде не могла быть просто любовью. "Надо было любить,- как пишет Ходасевич,- во имя какой-нибудь отвлеченности". Нина обязана была в данном случае любить Андрея Белого во имя его мистического призвания, в которое верить заставляли себя и она, и он сам. Эта любовь продолжалась недолго, Белый бежал от соблазна. Он бежал от Нины, дабы ее любовь, слишком земная, не запятнала его чистых риз. Нину же укоряли и оскорбляли "шепелявые, колченогие" друзья-мистики Белого: "сударыня, вы нам чуть не осквернили пророка". В том же 1904 году Ниной заинтересовался и увлекся уже женатый Брюсов. Он предложил ей союз против Белого, союз, который тоже был облечен романтическим ореолом. Нина искала утешения и жаждала отомстить Белому. В 1905 году Нина стреляет в А. Белого в упор из браунинга. Револьвер дает осечку, и его тут же выхватывают из Нининых рук. Но Нина считала, что все же убила Белого (скорее всего, свою любовь к нему).

То, что для Нины стало очередным средоточием жизни, было для Брюсова очередной серией "мигов". Роман "Огненный ангел" поставил точку в отношениях Нины и Брюсова. То, что для Нины было жизнью, для Брюсова стало использованным сюжетом. В романе автор разрубил все узлы отношений между действующими лицами, под масками которых были изображены Нина-Рената, А. Белый-граф Генрих, В. Брюсов-Рупрехт. Рената погибает, сам же автор под маской Рупрехта погибать не хотел.

В 1912 году Брюсов стал ухаживать за начинающей поэтессой Надеждой Львовой. В. Ходасевич отмечал: "Стихи ее были очень зелены, очень под влиянием Брюсова" .История любви Надежды так же трагична, как и любовь Нины.

"Огненный ангел" стал не единственным романом-мистификацией Брюсова. В 1913 году появляется в продаже книга стихов: "Стихи Нелли. Со вступительным сонетом Валерия Брюсова". Многие литературные критики, а также читатели с интересом познакомились с книгой новой поэтессы, и мало у кого возникло подозрение, что поэтический голос Нелли очень знаком. Лишь немногие критики, поэты, вращавшиеся в одном кругу с Брюсовым (например, В. Ходасевич), сразу узнали и по достоинству оценили новую литературную мистификацию поэта.

Нелли - этим именем Брюсов звал Надю без посторонних. Но у Надежды Львовой есть всего лишь одна книга стихов ("Старая сказка" 1913 года). История повторилась. Новая литературная мистификация Брюсова стала еще сложнее прежней. С обложки книги исчезло имя истинного автора, на ней - двусмысленный титул. Брюсов рассчитывал, что слова "стихи Нелли" непосвященными будут поняты как "стихи, сочиненные Нелли". Так и случилось, публика, и многие писатели поддались обману. В действительности же подразумевалось не "стихи Нелли", а "стихи к Нелли", то есть ей посвященные.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Литургический контекст живописного убранства Санкт-Петербургского Петропавловского собора
Петропавловский собор, спроектированный в виде европейской базилики, на первый взгляд, вместе с ее архитектурным пространством усваивает и европейскую логику живописного оформления наоса. Идея пути, которую предполагает базиликальный хр ...

Социокультурный портрет провинции глазами будущих культурологов
Сегодня первый набор культурологов на заочном отделении Ярославского педагогического университета (факультет русской филологии и культуры) завершил обучение на 3 курсе. Среди наших студентов -работники домов культуры, преподавали системы ...

Иконоборчество VII-IX в.в
Особенно широкий политический и идеологический резонанс в Византии вызвали церковные реформы первых Исавров. Впервые в истории Византии произошло открытое столкновение государства и церкви. Православной церкви почти в течение всего сущест ...