Комнинское возрождение

Искусство Византии » Комнинское возрождение

Страница 9

Народные течения в прикладном искусстве Византии в наибольшей степени проявлялись в керамическом художественном ремесле, в красочной глазурованной и поливной керамике Константинополя, Афин, Коринфа, Херсонеса. Керамика во многом отражала вкусы средних слоев населения Византии - горожан, провинциальных землевладельцев, воинов-стратиотов. Очень популярны были сюжеты греческого эпоса, воинских и любовных песен, сказочные образы зверей и птиц. На поливных блюдах встречались сцены единоборства Дигениса Акрита со льном, драконом, его любовных похождений. Керамические сосуды и блюда украшались геральдическими животными по сторонам древа жизни, грифонами, сиренами и кентаврами, стилизованными растениями, что опять-таки указывает на стилистические и сюжетные связи с искусством Востока. Изображения сильных и свирепых хищников в аристократическом искусстве эпохи Комнинов и Ангелов все больше становились геральдическими эмблемами власти, знаками сословного отличия знати, особенно провинциальной. В массовой керамике, чрезвычайно распространенной в Византии, отражались народные вкусы, преобладают орнаментальные узоры и «звериные» мотивы.

Византия прочно сохраняла традиции производства стекла, унаследованные от позднеантичной эпохи. Из стекла изготовляли лампы, лампады, чаши, рюмки, кувшины, ритоны, потиры. В изобилии производились стеклянные украшения, бусы и браслеты разных цветов и форм, перстни и подвески. Преобладала эстетика чистых форм с применением красочной цветовой гаммы. Лишь роскошная посуда аристократии украшалась сложным декором в технике глубокой резьбы. Любимыми цветами для этой посуды был насыщенный синий в сочетании с золотом, фиолетовый и светло-пурпурный, украшенный тонким узором, яркий изумрудный в сочетании с серебром. Византийское стекло распространялось по всей Европе. Изделия византийских стеклоделов встречались на Руси, в Болгарии, Польше, Прибалтике, Венгрии, в Крыму, на Кавказе и в других странах и регионах средневекового мира.

В Византийской империи традиционным было изго товление дорогих - златотканых с узорами, парчевых, шелковых и шерстяных - тканей, Константинополь по-прежнему славился производством драгоценных тканей для одежд императора и придворных, облачений высшего духовенства, для декоративного убранства дворцов и храмов. Красочными тканями украшали главные улицы столицы во время праздничных процессий. Многоцветные ткани отличались гармоничным подбором цветов - на темно-зеленом фоне вышивался или ткался желтый орнамент, па пурпурном поле применялся рисунок желто-белого или сине-черного тонов. Огромной известностью пользовались тяжелые шелка, затканные изображениями геральдических зверей и птиц, изображениями святых в овальных клеймах, орнаментальными узорами, символом креста. Орнаментальное искусство Востока (Ирана, Индии, Китая) оказало на художественное оформление тканей большое влияние. Вместе с тем восточные мотивы обязательно соединялись с христианскими символами. Шелк, окрашенный в пурпур, как известно, был привилегией императора и высших чинов знати. Шедевры византийского златотканого искусства были лучшими дарами иноземным правителям, вывозились во многие страны. Существовала государственная монополия на производство драгоценных тканей, их изготовлением занимались также привилегированные цехи. В XI-XII вв., кроме Константинополя, крупными центрами шелкоткачества становятся Коринф, Спарта, Фессалоника.

Прикладное искусство Византии, подарившее миру столько прекрасных шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересы различных социальных слоев византийского общества. В своей основе оно было более тесно связано с народной культурой, зачастую питалось образами и представлениями, порожденными социальной психологией широких кругов населения империи. Вместе с тем оно одновременно подчинялось общим мировоззренческим установкам и художественным канонам, господствующим в византийском обществе. Ремесленники, естественно, должны были считаться со вкусами знатных заказчиков, императорского дворца, церкви. И все же прикладное искусство смелее отходило от тематических и стилистических штампов, черпая новые им пульсы из народного общественного сознания, из творчества народных масс.

Итак, в X—XII вв. в искусстве Византии сложилась классически стройная художественная система, устойчивый иконографический канон спиритуалистических образов, стабильная иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав культуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии в различные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном для искусства православного мира - грузинского, сербского, болгарского, русского. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Важная информация:

Пирамиды и Большой сфинкс
В период Раннего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств в ...

Коммуникативная функция общения
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваютс ...

Серийное мышление
Понятие серии (от лат. series - ряд) сыграло большую роль в культуре ХХ в. К серийному мышлению почти одновременно и независимо друг от друга обратились великий реформатор европейской музыки Арнольд Шенберг и английский философ Джон Уилья ...