Комнинское возрождение

Искусство Византии » Комнинское возрождение

Страница 7

Книги в Византии, особенно иллюминованные рукописи, были очень дороги и высоко ценились при дворе, в кругах знати и образованной элиты империи. Сохранение книг и переписка новых кодексов были заботой в первую очередь государства. Константинополь сыграл большую роль в создании библиотек, где собиралась разнообразная литература как светского, так и религиозного содержания. Ценнейшие манускрипты хранились в императорской библиотеке, куда был открыт доступ представителям интеллигенции. Библиотеки имелись и при Константинопольской высшей школе, при патриархии, у частных лиц. Скриптории также сосредоточивались преимущественно в Константинополе, особенно славился императорский скрипторий, где изготовлялись лучшие произведения книжного письма и миниатюры. В отличие от Западной Европы монастыри в Византин, за исключением Студийского, не являлись центрами сохранения культурного наследия.

X-XII века - период нового подъема византийского монументального искусства и архитектуры - были ознаменованы также расцветом прикладного искусства (или искусства малых форм): ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий из стекла, керамики и художественных тканей. Художественное творчество в Византии было подчинено единой системе миропонимания, философско-религиозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды искусств были тесно связаны между собой единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов. Книжная миниатюра и прикладное искусство также подчинялись этим общим законам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественных изменений всей художественной системы византийского общества. Поэтому в Византии, как нигде в средневековом мире, наблюдался органический художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, при кладного искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций, имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда высочайшее эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм. Церковная утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов и придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные ювелирные украшения, которые носили не только василиссы и придворные дамы, но и императоры, высшие чиновники, духовенство, - все эти украшения часто становились недосягаемым образцом для художников других стран.

В X-XII вв. центром производства драгоценных изделий прикладного искусства по-прежнему оставался Константинополь. Изделия столичных мастеров славились рафинированностью вкуса и техническим совершенством. Предметы роскоши украшали дворцы василевсов, особняки и имения знати, интерьеры храмов. В это время начинается рост провинциальных городов, где не только подражают столичным образцам, но и создают свои художественные ценности (Фессалоника, Эфес, Коринф, Афины). Произведения византийского прикладного ис кусства высоко ценятся далеко за пределами империи.

Высочайшего уровня развития в эту эпоху достигла византийская торевтика - изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы и других металлов. Предметы культа - реликварии, лампады, паникадила, кованые с рельефами врата храмов, складни с образами святых, оклады икон и книг и множество видов церковной утвари были истинными произведениями искусства.

Огромное распространение изделия из металлов имели в быту императоров и высшей византийской аристократии. Музыкальные инструменты, ларцы, разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки из золота и серебра составляли необходимую часть придворной жизни империи и императорского двора.

Расцвет прикладного искусства в X-XII вв. был связан с торжеством эстетики церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний, утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность придворной жизни, ритуал процессий, торжественная культовая обрядность - все это рождало эстетику света, блеска, красоты. Отсюда особая любовь византийской аристократии к изделиям из драгоценных металлов, торевтике, камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и роскошному убранству дворцов и хра мов.

Чудесные произведения прикладного искусства были в то же время орудием политики и дипломатии - раздача наград, дары храмам и монастырям, подкуп правителей иностранных государств и их послов, снабжение культовой утварью христианских церквей в различных странах увеличивали престиж Византийского государства и содействовали распространению драгоценных произведений искусства византийских мастеров далеко за границами империи. Импорт византийских изделий шел не только в страны Юго-Восточной и Восточной Европы. В эпоху Каролингов и Оттонов импорт произведений византийских мастеров - прежде всего ювелирных изделий из золота и серебра, камней и т. п. - оказывал постоянное воздействие на искусство Западной Европы. Превосходным образцом византийской торевтики является реликварий «Явление Ангела женам мироносицам» (XI- XII вв.) (Париж, Сен-Шанель). В плоских фигурах, обрисованных плавными линиями, с удлиненными пропорциями, выражена глубокая одухотворенность, легкость и воздушность, задумчивая грация образов сочетается с тонкой проникновенностью и возвышенной сосредоточенностью. Сложные орнаментальные мотивы в соединении с христианскими сюжетами проникают в украшение окладов икон и богослужебных книг. Ковровые узоры лиственного орнамента, пальметты, виноградные лозы часто сходны с узором заставок иллюминованных рукописей. На светских предметах - чашах, блюдах, кубках - соседствуют библейские и античные мотивы, сцепы мифов и охоты, богатый орнамент - иногда ориентального характера. Разумеется, была распространена и массовая продукция из металла для широких слоев населения Византийского государства

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Важная информация:

Светская беседа: опыт теоретического осмысления
Светскую беседу можно причислить к разряду речевых жанров, незаслуженно обойдённых вниманием жанроведов. Игнорирование данного речевого жанра (далее – РЖ), на первый взгляд, кажется странным: ведь с точки зрения языковой интуиции и речево ...

Первоначальные погребения русских княгинь, цариц и царевен
В 1529—1530 годах, при царе Василии III, итальянский зодчий Алевиз Новый возвел в северо-восточной части Кремля (близ Спасских ворот) собор Вознесенского девичьего монастыря в честь Вознесения Господня — на месте прежнего, заложенного еще ...

Искусство этрусков
Под именем этрусков известен народ, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Этрурия и Древний Рим — соседи и ровесники. Обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в южной Италии и на Сицилии гр ...