Комнинское возрождение

Искусство Византии » Комнинское возрождение

Страница 11

Многогранный и плодотворный синтез трех культур с особой силой проявляется во дворце норманнских королей. Это монументальное здание, неоднократно перестраивавшееся, включает такие прекрасные по внутреннему декору памятники, как зал Рожера II и жемчужина дворца - Палатинская капелла. Среди многих роскошных палат дворца зал Рожера II поражает своей элегантностью и гармоничной красотой. Все его стены украшены византийскими мозаиками, подлинными шедеврами светского искусства Византии. Если вспомнить, что памятников светской живописи Византии сохранилось очень мало, то мозаики зала Рожера II приобретают осот бую ценность. Мозаики, законченные около 1170 г., украшали верхнюю часть стен и потолок зала, низ стен декорирован великолепным светлым мрамором, отделан тонкими, изящными колоннами византийского стиля. Зал предназначался для интимных придворных приемов короля, и мозаики должны были воспроизводить сцены охоты и отдыха в некоем воображаемом парке наподобие парадиза. Эти мозаики показывают тесные связи византийского светского искусства Сицилии с культурой исламского Востока. В фантастическом парке-парадизе изображены стилизованные деревья, возле которых в строго геральдических позах стоят львы, кентавры, гепарды, павлины. Все они символизируют определенные достоинства и добродетели - мужество, храбрость, верность и другие рыцарственные качества, особенно ценившиеся в среде аристократии XII в. Мирные олени и лани соседствуют с красивыми белыми птицами - лебедями, цаплями, гусями.

Потолок и стены, как ковром, покрыты причудливыми переплетениями богатого орнамента. Геральдический характер композиций и обилие орнаментальных узоров явно заимствованы из арабского искусства. Яркие, сочные тона, изысканные сочетания зеленого, белого и светло-коричневого, обилие золота придают залу Рожера II красочную парадность, рождают светлое, радостное мироощущение. С мозаиками зала Рожера II перекликается декор дворца Зиса, построенного в Палермо норманнским королем Вильгельмом II между 1154 и 1166 гг. Здесь также присутствуют геральдические изображения стилизованных деревьев, по сторонам которых стоят лучники, павлины. Мозаики помещены в медальонах, украшенных богатым орнаментом.

Палатинская капелла, одна из достопримечательностей королевского дворца в Палермо, являет поразительное смешение норманнских, арабских и византийских художественных приемов. Сравнительно небольшая капелла, созданная по замыслу Рожера II, представляет собой базилику без купола, с плоским потолком, тремя нефами и рядами колонн. Строилась она как придворная капелла норманнских королей и высшей знати. Весь храм роскошно декорирован. Плоский, резной, деревянный потолок с нависающими сталактитами украшен темперными росписями арабского стиля. В верхней части апсиды по мещено изображение Паптократора в медальоне с греческими надписями в окружении ангелов. В апсиде и центральном нефе развертываются библейские и евангельские сцены. Эта часть мозаик выполнена греческими художниками, мозаики боковых нефов созданы местными мастерами и имеют латинские надписи. В византийских, мозаиках, составляющих единый ансамбль, господствует сухая, абстрактная линия, складки одеяний, скрывая тело, образуют почти орнаментальные узоры. Иными предстают мозаики боковых нефов: фигуры здесь становятся более подвижными, появляется экспрессия, выражение сильных душевных чувств, любезных культуре латинского Запада. Вместе с тем стилизованный пейзаж с изображением деревьев в геральдическом духе заимствован из художественного творчества ислама. В целом богатый декор Палатинской капеллы, рассчитанный на придворные вкусы той эпохи, несколько эклектичен, перегружен деталями, причудливой орнаментикой, обилием золота. В сокровищнице капеллы находится уникальный архив драгоценных греческих, латинских и арабских манускриптов. Пурпурный пергаменный кодекс с золотыми буквами, датированный 1140 г., содержит акт об основании Палатинской капеллы.

Недалеко от Палермо, в небольшом городке, на высокой горе расположен грандиозный комплекс культовых зданий, называемый Монреале. В центре возвышается кафедральный собор Успения Богоматери, построенный при норманнском короле Вильгельме II (1174—1189) и прекрасно сохранившийся до наших дней. Фасад представляет собой огромный портик с тремя арками, широкой балюстрадой и двумя квадратными башнями; бронзовые двери с рельефными изображениями библейских сцен выполнены художником Бонанно Пизано в 1186 г. Интерьер собора представляет величественное зрелище. Все огромное пространство собора украшено живописью, мозаики и фрески покрывают стены.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Важная информация:

Искусство Древнего Египта
Столицей Египта в эпоху Древнего царства был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. П ...

Миф как деполитизированное слово
И вот мы снова возвращаемся к мифу. Семиология учит нас, что задача мифа заключается в том, чтобы придать исторически обусловленным интенциям статус природных, возвести исторически преходящие факты в ранг вечных. Но такой способ действий ...

Шоппинг
В больших торговых центрах, таких как Galeria Nusa Dua, Matahari в Куте, Tragia принимается только местная валюта и основные кредитные карты. Шоппинг здесь доставляет удовольствие, т.к. все - от сувениров до одежды - вполне высокого каче ...