Комнинское возрождение

Искусство Византии » Комнинское возрождение

Страница 10

XI-XII века -период особенно интенсивного воздействия византийского искусства на художественное творчество других стран и народов. Влияние византийского искусства прослеживается в Италии и на о-ве Сицилия, в Болгарии, Сербии, на Руси, на Кавказе и ряде других областей. Разумеется, византийское искусство в этих регионах само испытывает воздействие местных художественных школ. Подробное рассмотрение этих связей, разумеется, дело специалистов, здесь мы упомянем лишь некоторые, наиболее выдающиеся памятники, где с особой силой проявляется воздействие высокого искусства Константинополя, Фессалоники или Афона.

В XI-XII вв. византийское искусство широко проникает в Италию. Интенсивные экономические, политические и культурные связи Византии и Италии открывают дорогу этим контактам в сфере художественного творчества. Но необходимо отметить, что именно в Италии влияние на византийских мастеров местного итальянского искусства, локальных традиций оказалось особенно заметным. Оно способствовало росту реалистических тенденций, постепенному смягчению абстрактных византийских образов. В XI-XII вв. о-в Сицилия был одним из главных форпостов распространения культурного влияния Византии на Запад и Запада на Византию. Этот цветущий остров - поистине чудесный музей памятников не только античного, но и византийского искусства, которое здесь причудливо сочеталось с искусством арабов и норманнов.

Самым выдающимся памятником византийской архитектуры и живописи на Сицилии является собор в Чефалу (XII в.). Он находится в небольшом древнем городке, расположенном в необыкновенно живописной местности - на берегу моря, у подножия гигантской скалистой горы, имеющей форму головы. В городе сохранились памятники античного и средневекового времени. Среди средневековых построек выделяются кафедральный собор в норманнском стиле и квадратной формы монастырь, напоминающий крепость. Большую известность собору в Чефалу принесли мозаики интерьера - произведение поистине высокого искусства, имеющего мало равных в средневековом мире. Это прежде всего мозаики апсиды - творение греческих мастеров в классическом византийском стиле эпохи расцвета. Над мозаичным ансамблем господствует огромная фигура Пантократора, расположенная не в куполе, а в конце апсиды. Пантократор предстает могучим, всевидящим и мудрым властелином мара. Его лицо необычайной красоты задумчиво, немного печально, он познал всю глубину страданий людей и широким жестом рук благословляет и как бы обнимает все человечество. Ниже мощной фигуры Пантократора в апсиде расположена Богоматерь в позе Оранты (Молящейся) со сферой в руках, в окружении четырех ангелов, а еще ниже - два ряда мозаик с изображениями апостолов. Мозаики собора в Чефалу - великолепный образец благородной красоты и кристальной ясности неоклассического искусства Византии в эпоху его подъема. Восходящая к эллинистическим традициям правильность пропорций и точность рисунка, свободные движения фигур, изящные драпировки одежд, тончайшая прорисовка одухотворенных лиц, теплая колористическая гамма с преобладанием светло-коричневых, желтых, оливковых и синих тонов в сочетании с золотым фоном - все вместе создает чарующее впечатление и ставит этот грандиозный мозаический ансамбль в один ряд с лучшими творениями византийских мастеров столичной школы.

Большой известностью пользуются прекрасные памятники XI-XII вв. Палермо и Монреале, которые носят черты художественного синтеза трех культур - византийской, романской и арабской. Особенно наглядно соединение этих трех художественных стилей просматривается в церкви св. Иоанна в Палермо (около 1132 г.). Внешний вид церкви представляет поразительное соединение норманнского стиля с мусульманским: церковь романской архитектуры увенчивают пять небольших куполов розового цвета, характерных для арабских мечетей. Позади церкви находится небольшой монастырь с внутренним двориком, украшенным роскошной растительностью. В церкви сохранились остатки мозаик византийского происхождения. Другой памятник XII в. в Палермо - это церковь Санта Мария дель Аммиральо, известная ныне под названием Марторана. Церковь построена между 1143-1151 гг. по инициативе норманнского короля Рожера II в честь побед адмирала Георгия Антиохийца над арабами. Небольшой купольный храм украшен мозаиками, созданными совместно византийскими и местными мастерами. В нарфике находятся две исторически важные иконотворские композиции - на одной из них изображен адмирал Георгий Антиохиец перед Богоматерью, на другой - Рожер II, коронуемый Христом. Мозаики носят декоративный характер, вся церковь выглядит очень нарядно, красивый теплый колорит мозаик, яркие цвета, обилие золота создают впечатление пышности. В изображениях доминирует, однако, сухая, абстрактная линия, основной элемент византийского стиля XII в.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Важная информация:

Театр абсурда
Театр абсурда - общее название для драматургии поставангарда 1950 - 1970-х гг., наследовавшей принципам авангардного театра ОБЭРИУ и создавшей собственную поэтику абсурда. Главные представители театра абсурда - Эжен Ионеско, Семюэль Бекке ...

Место добра и зла в категориях этики
Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общи ...

Позднее творчество
В эти годы Ватто постоянно меняет место жительства он живет по очереди у Кроза, Сируа, Флейгельса и Эдма Жора. В 1717 он представляет в Академию где его считают художником "галантного жанра" картину "Паломничество на остров ...