Количество монахов в монастыре не было постоянным. Уже в конце XIX в. их насчитывалось здесь до 30 человек.
К началу XX в. в монастыре функционировало пять храмов. Первый из них, в честь Успения Богоматери, был устроен в древней пещерной церкви. Над его окнами во второй половине XIX в. на головокружительной высоте засияли выписанные свежими красками фигуры святых. Пещерный храм Святого Марка, ниже Успенской церкви, появился в 1859 г. на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова. Храм Константина и Елены был построен под скалой в 1857 г. на деньги Елизаветы Берковой.
Храм Георгия Победоносца воздвигли в 1875 г. на противоположной стороне оврага. Его учредителем был генерал Перовский. Пятый храм, в честь Иннокентия Иркутского, был построен в 1896 г. в память об архиепископе Иннокентии на средней площадке скита.
Кроме храмов, на территории монастыря был еще ряд сооружений, в 1862 г. на средней площадке возвели дом настоятеля, сохранившийся до сих пор, и двухъярусный корпус. Там размещались трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. Для остальных были высечены 16 келий в скале и две построены под скалой. На средней площадке был сооружен фонтан, из которого и сейчас бьет источник чистой горной воды. Был также сооружен бассейн, проложена новая дорога в Бахчисарай, вырублена в скале лестница из 84 ступеней, ведущая на верх монастырского плато. Для приема паломников в 1867 г. на дне ущелья были построены два двухэтажных дома.
К Успенскому скиту были приписаны две церкви вне его территории: Анастасьевская, в 14 км от Бахчисарая, до 1851 г являвшаяся домовой церковью землевладельца Хвицкого, и церковь Введения Божьей Матери в Симферополе.
В конце XIX в. Успенскому скиту принадлежало 332 десятины и 1233 квадратных саженей земли, в том числе два фруктовых сада и виноградник. Кроме того, монастырь владел 27 акциями общества Пароходства и Торговли по Черному морю по 15 рублей каждая. Большие доходы монастырю приносили многочисленные паломники.
Во время первой героической обороны Севастополя 1854—1855 гг. в монастыре размещался госпиталь. В кельи монастыря привозили раненных на войне 1854— 1855 гг., и монастырская братия наряду с медиками вела борьбу за жизнь страждущих. Несмотря на их заботы и молитвы, многие герои Севастополя и Черной речки скончались от ран и обрели здесь вечный покой. Места захоронения защитников Севастополя находятся на противоположном склоне ущелья. Среди надгробий выделяются памятники генерал-адъютанта П. А. Вревского и генерал-майора П. В. Веймарна, смертельно раненных 4 августа 1855 г. в сражении при Черной речке.
В годы гражданской войны монастырь стал гнездом заговора против Советской власти. Отряд бахчисарайских красногвардейцев под командованием С. С. Мануйлова разгромил в 1921 г. контрреволюционеров.
В том же 1921 г. монастырь закрыли, «экспроприировав» церковные святыни, разрушив постройки и храмы, не тронув лишь дом настоятеля да Успенский храм, потому как для его разрушения понадобилось бы взорвать и саму скалу. Сохранены были и каменные дома внизу ущелья, превращенные в больницу. Разграбленная Таврическая святыня много лет находилась в запустении.
С 1993 г. монастырь вновь действующий (после почти 70-летнего перерыва). Он возрождается усилиями настоятеля отца Силуана. Православная церковь по достоинству оценила его труды: Свято-Успенский игумен награжден крестом с украшениями.
В заключении скажем о том, что Успенский монастырь создавался в течении более чем 1000 лет. Среди полутора десятков известных сегодня пещерных монастырей он особо знаменит своими фресками. Надеемся, что данный выпуск рассылки помог Вам составить общее впечатление о нем и Вы обязательно выберете время и посетите это место паломничества многочисленных туристов, желающих ознакомиться с историей Крыма.
Об обстоятельствах возникновения Успенского монастыря существует несколько легенд.
Важная информация:
Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей
Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия ...
Евнух
Первый документированный случай использования евнухов для охраны гарема встречается в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира. Это описание относится ко времени завоевания КиромВавилона в 539 г. до н. э. Однако, скорее ...
Необходимость и границы мифологии
В заключение я хотел бы сказать несколько слов о самом мифологе. В этом термине есть какая-то высокопарность и само надеянность. Можно предвидеть, однако, что будущий мифолог, коль скоро таковой объявится, столкнется с рядом трудностей ес ...
Навигация