Свято-Успенский мужской монастырь

Материалы » Свято-Успенский мужской монастырь

Страница 1

Крым, Бахчисарай, ул. Басенко, 57a, Свято-Успенский мужской монастырь. Адрес обители звучит пока необычно. Успенская скала и монастырь внутри нее разместились в Салачике, восточном предместье старого Бахчисарая – бывшей столицы Крымского ханства, с мечетями, мавзолеями-дюбре, служащими оправой ханскому дворцу. Громадная отвесная скала образует ущелье Марьям-Дере, в чьем названии без перевода угадывается Пресвятое имя Богородицы. Чуть далее, слева, видна высокая скала, на которой взгромоздились каменные постройки Чуфут-Кале, древнего Кырк-Ора. Многие жители этих мест еще в древности заметили сходство между ними и иерусалимскими окрестностями.

О возникновении обители в скалах есть множество противоречивых суждений. Согласно одному из них Успенский монастырь был создан, в числе многих других, в VIII или в IX в. иконопочитателями, бежавшими в Таврику из основных центров Византийской империи от преследований иконоборцев, которые на некоторое время одержали победу в борьбе с традиционным православием. Первыми убежищами монахов здесь были природные карстовые гроты. Но впоследствии они стали расширять их, обустраивать, вырубать в массивных известняках искусственные помещения - «крипты» - и пристраивать к скалам помещения для жилья, богослужебных и хозяйственных нужд.

Кроме того, есть два народных предания, повествующих о появлении обители. В одном говорится, что в горах появился огромный змей, пожиравший людей и животных. Молитвы к Пречистой Деве явили чудо: взору жителей явлена была икона и одновременно с этим последовала гибель змея. По другому преданию, в день Успения Богородицы местный пастух увидел на скале высоко над землей икону Божьей Матери со свечой перед Пречистым образом и сообщил о том православным односельчанам. Они вырубили на этом месте храм, установив в нем святыню,— отсюда и название обители.

В конце XV в. после захвата Крыма турками в 1475 г. Успенский монастырь стал резиденцией митрополита Готской епархии, центром православия в Крыму. В этот период здесь функционирует одна пещерная церковь Успения Богородицы и ряд сопутствующих помещений. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы, которые там «по окончании дел у хана, перед возвращением в отечество служили . благодатный молебен».

В то время монастырь был почитаем не только среди христианского населения, но и последователей других религий. Так, по сообщению русского историка XVII в. Андрея Лызлова «некогда хан Крымский Ачи-Гирей (Хаджи-Гирей—прим.), воююще против супостат своих, просил помощи от Пресвятые Богородицы (в Успенском монастыре), обещающе знаменитое приношение и честь образу ее воздата и творяще тако: егда откуду с корыстию и победою возращащеся, тогда избрав коня или двух елико наилучших, продавше и накупивши воску и свещ сделавши и поставляше тамо через целый год, еже и наследники его, крымские ханы, многажды творяху».

Этим актом Хаджи-Гирей показал не только уважение к христианским символам, но и, вероятно, благодарность за ту практическую помощь, которое оказало православное население основателю государства в борьбе за престол.

Успенская скала становится резиденцией митрополита Готии сразу после гибели княжества Феодоро. Не оттуда ли была перенесена икона Богоматери? Согласно фотоснимкам и воспоминаниям очевидцев, икона была написана не позже XIV—XV вв., а известный историк Н. И. Репников считал, что она написана византийским мастером VIII—IX столетий.

Сведения о монастыре часто встречаются в источниках XVI-XVII вв. Он упоминается в "Книге Большого Чертежа" (XVI в.). Особенно тесные отношения монастырь поддерживал с Россией, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят жалованные грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.).

Русское правительство через Успенский монастырь пыталось закрепить свое влияние на христианское поселение Крыма, что особенно ярко проявилось в 1778 г.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Матрешка
Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, сим ...

Травести
Травести (от итал. travestire — «переодевать») — вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ем ...

Музыкальный инструмент и человеческое тело
При рассмотрении связи музыкального инструмента с человеческим телом возможны различные интерпретации. С одной стороны, музыкальный инструмент возникает как бы изнутри тела и мыслится как расширение или наращивание тела, усиления уже зало ...