Свято-Успенский мужской монастырь

Материалы » Свято-Успенский мужской монастырь

Страница 2

По приказу Екатерины II командующий русскими войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан, Митрополиту Игнатию со всеми христианами переселиться в Россию на берега Азовского моря. 23 апреля в день Пасхи митрополит предложил это своей пастве. Игнатий действовал очень энергично и развернул широкую пропаганду по всем селам, и в результате большинство живущих в Крыму христиан решилось навсегда оставить его и переселиться в Россию. Организацией переселения руководил А. В. Суворов. Благодаря его умелым действиям 31 тысяча человек — основная масса земледельцев, скотоводов и ремесленников — переселилась на берег Азовского моря. Русское правительство прислало из Азовской губернии 600 подвод, на которых были размещены греки, армяне и католики. И экскортируемые войсками А. В. Суворова переселенцы двинулись в путь. Впереди скорбной, но величественной процессии, растянувшейся на многие километры, несли образ бахчисарайской иконы Божьей Матери. Россия выделила на эту акцию 230 тыс. рублей. Жители деревни Мариамполь, расположенной напротив Успенского монастыря, основали на новом месте город и назвали его Мариуполем – городом Марии - в память об утраченной родине. Остатки этой деревни можно увидеть внизу и на противоположном склоне ущелья. Кое-где на поверхности земли еще видны остатки разрушенных наземных строений, а в скале каменные лесенки, подрубки для деревянных конструкций и пещеры хозяйственного назначения. Здесь же растут одичавшие фруктовые деревья.

После вывода христиан из Крыма Успенский монастырь приходит в упадок. Здесь не осталось ни одного священника (они ушли вместе с прихожанами), лишился он и покровителей. Оставшиеся на полуострове православные стали требовать от последнего Крымского хана Шагин-Гирея себе священника. С большим трудом, угрожая тюрьмой, Шагин-Гирею удалось уговорить служить в Успенском монастыре прибывшего в 1781 г. на Южный берег греческого священника Константина Спиранди.

В 1783 г. Крым стал частью Российской империи. Русские войска, расквартированные под Бахчисараем, расширили Успенскую пещерную церковь, бахчисарайский комендант полковник Тотович устроил иконостас, губернатор Каховский — царские двери, церковный староста Стефан Калига расширил лестницу, ведущую к храму. Однако в 1789 г. в Бахчисарае был возведен Николаевский собор и священник перебрался туда, а Успенский храм был превращен в кладбищенскую часовню.

В середине XIX в. русское правительство, в преддверии Крымской войны, стремясь показать глубокие корни христианства в Крыму, а, следовательно, и законность права России на владение полуостровом, а также для привлечения сюда нового православного населения начинает возобновление и реставрацию христианских святынь.

Этому способствовала докладная записка архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия в Синод "О восстановлении древних святых мест по горам Крымским". Кроме прочего, в записке указывалось на "благотворное действие веры христианской на окрестное население татар". Иннокентий учел этнокультурные особенности омусульманенного населения полуострова, "кои в южной части Крыма, как известно, почти все были некогда христианами и доселе не утратили совершенно памяти о прежней вере своей, выражая это повременными стеченьями к местам, освященным верою христианской".

Благодаря стараниям архиепископа Иннокентия 4 мая 1850 г. Святейшим Синодом был издан указ об основании скита «на Успенской скале и назвать его Успенским .»

15 августа 1850 г. в день престольного праздника Успения состоялось торжественное открытие, во время которого из Бахчисарая в монастырь была перенесена икона Успения Богоматери, полученная в дар от Киево-печерской Лавры.

На торжества прибыл греческий митрополит, настоятель Свято-Георгиевского балаклавского монастыря Агафангел. Это было грандиозное зрелище. Сотни православных со всего Крыма со свечами в руках стояли на площадке подле скалы. «Оно напоминало собрание первобытных христиан, которые для совершения молитв собирались среди пустынь и ущелий»,— сообщает современник.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Синодальный период в истории Русской Православной Церкви
Церковная история в этот период также переживала трагические моменты. Достаточно сказать, что Москва, находившаяся в оппозиции реформам — не имела своего епископа в течение 70 лет; иерархически ею управлял викарий Ростовской епархии, епис ...

Мечеть
Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам — «запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит К ...

Песенно-поэтическое творчество иеромонаха Романа Матюшина: духовное содержание и образный строй
Творчество иеромонаха Романа (Матюшина) явило собой уникальный вариант бардовской поэзии, получившей интенсивное развитие в России второй половины ХХ в. Его произведения рождались на стыке древнейшей традиции молитвенного псалмопения, фол ...