Иллюзорный мир игр современного общества

Материалы » Иллюзорный мир игр современного общества

Страница 1

Игра как феномен культурный и индивидуально-психологический может нести в себе множество функций. Они проанализированы в трудах психологов, педагогов, философов, культурологов и др. С точки зрения клинико-психологического подхода можно рассматривать игру как индикатор психического здоровья личности, а в широком масштабе как показатель здоровья общества в целом.

Известно, что в различные периоды развития ребенка ему свойственны разные типы игр, которые помогают справиться с задачами каждого возрастного этапа. То есть игра в контексте психического развития ребенка служит моделью мира и отношений в мире, катализатором его развития. Однако, в играх детей, страдающих нервно-психическими расстройствами есть одна общая особенность: эти игры служат для символического представления драмы неразрешенного внутреннего конфликта, ребенка. Это наблюдение позволило построить многочисленные модели психологической помощи детям и подросткам, позволяющие расшифровать символический смысл игры и в символической же форме помочь разрешить конфликт, сгладить искажения в психическом развитии, позволить построить более зрелую личность и выработать более сложные и адаптивные механизмы психической защиты.

Если помощь психотерапевта или психолога не пришла вовремя, то ребенок, уже будучи подростком или даже взрослым человеком, остается тем самым беспомощным маленьким мальчиком или девочкой, пытающимся через свои уже более замаскированные под взрослые игры, а возможно и симптомы каких-либо отклонений достучаться до мира, прося помощи и зачастую не осознавая этого. Об этом много написано такими авторами как Э. Берн, Дж.Л. Морено, А. Фрейд, М. Клайн и др.

Следовательно, игра может стать интересным материалом для анализа, который позволяет многое сказать о личности играющего.

Современное нам время носит отпечаток отчуждения. Об этом писал Э. Фромм в своей работе «Бегство от свободы». Оно проявляется в удалении человека от своих исконных биологических корней и духовных истоков, формализацией и механицизмом межличностных контактов, потерей переживания истинности своего Я, которое заменяется на одну или несколько социальных масок. А в сущности за всем этим нагромождением форм и персон, предъявляемых социуму прячется маленький, беспомощный, утерявший или так и не нашедший свой путь, нуждающийся в осмыслении своего бытия человек. Скорее даже ребенок.

Время социальной нестабильности, финансовых и экономических кризисов, утери идеологии, локальных вооруженных конфликтов, то и дело грозящих стать глобальными, еще более ярко высвечивает проблемы отдельного человека. Это позволяет на основе анализа массовых явлений и наиболее популярных игр глубже понять болезни современной культуры.

В каждом человеке скрывается внутренний ребенок. Он может быть легким веселым, играющим и самое главное творческим. Это происходит тогда, когда у реального ребенка было полноценное гармоничное детство, наполненное любовью родителей. Тогда, взрослея, человек становится способным любить, творить, отдавать, без страха потерять собственную личность, спонтанным. Человек становится созидающим в самом широком смысле слова.

Но иногда внутри человека скрывается беспомощный, обиженный и нелюбимый, стремящийся любым способом удержать ту иллюзию любви и защищенности, которую он сам создал, младенец. Тогда вся творческая, созидательная энергия расходуется на поддержание иллюзорного или ложного образа Я и представлений о мире. Если эта иллюзия утрачивается, то перед человеком встает угроза уничтожения собственной, пусть ложной личности. Социальная нестабильность, на протяжении 10 последних лет существующая у нас в стране, создает повышенные требования к адаптационным возможностям человека. Это нелегко дается даже здоровым, зрелым людям и практически невыполнимо для тех, у кого есть какие-то отклонения. Таким образом, сама социально-экономическая ситуация ставит под угрозу слабые защитные конструкции, которые такому человеку удалось создать. Следовательно, возникает вполне закономерный бессознательный страх уничтожения, с которым у незрелой личности нет возможности справиться.

Именно в этом случае внутренний ребенок начинает проявляться в тех сферах человеческого бытия, где его деятельность не уместна, поведение человека в целом становится инфантильным, это проявляется, в том числе и в играх, которые он ведет с социумом, которые не продвигают его по пути развития, а проявляют его слабость, поддерживают иллюзии.

В разные времена, в различных культурах и общественных устройствах существовали игры, в которые играли все. Есть такие и в наше время. Не претендуя на глобальную классификацию, была сделана попытка проанализировать наиболее популярные игры современной молодежи и взрослых людей. Это позволило выделить среди них три наиболее часто (например толкинисты);

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Храм Василия Блаженного
В октябре 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, татары потерпели сокрушительное поражение. Казанское царство было присоединено к России. Чтобы ознаменовать эту победу, уже в следующем, 1553 году на Красной площади был поставлен д ...

Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре
Во второй половине XVIII в. происходит разделение и в сфере искусства — по критериям «высокого» и «низкого», а народного — на «городское» и «крестьянское». По мнению Б.М. Соколова, городская культура представляла собой «третий», «отщепенч ...

Богослужение
Основная сущность религии — это стремление установить прямую связь со своим первоначалом. Все древние религии исходили из того, что мир, человек, все проявления жизни имеют божественное происхождение. Контакт может произойти только в непо ...