Богослужение

Материалы » Богослужение

Страница 1

Основная сущность религии — это стремление установить прямую связь со своим первоначалом. Все древние религии исходили из того, что мир, человек, все проявления жизни имеют божественное происхождение. Контакт может произойти только в непосредственном общении. При этом, в зависимости от того, каков характер божества, этот контакт производился через различные действия: умилостивления — жертвы, выражения покорности — поклоны и т.п. Ветхозаветная библейская религия исходила также из понятия греховности человека, его вины перед Богом. Великая тайна Боговоплощения, когда одно из лиц Святой Троицы, Бог-Сын или Бог-Слово, от Духа Святого и Девы Марии принял человеческое естество, решительно, диаметрально изменила характер отношения человека к Богу. Все Евангелие проникнуто той мыслью, что Бог — это Любовь, которая проявляется в единстве человека с Богом. Поэтому древнее состояние греховности, вошедшей в мир с грехом прародителей Адама и Евы, уничтожено; стена, отделявшая грешного человека от Бога, сломлена и есть все средства для того, чтобы этой преграды более не существовало.

Однако поскольку человек слаб и подвержен греху, существуют знаки, напоминающие о том, что прямой путь к Богу свободен, и что человек должен по нему идти. Именно этой цели служит христианское богослужение, являющееся обращением к Богу в трех категориях состояния:

во-первых, это благодарность, которая проникнута чувством радости за то, что Бог с нами;

во-вторых — прошение — прежде всего, о том, чтобы исполнилась воля Божия (что отражается в молитве "Отче наш"), а также просьбы об исполнении необходимых нужд;

в-третьих, поскольку человек по-прежнему остается слабым и склонным ко греху, — покаяние.

Эти три элемента выражаются в богослужении. В результате этой тройственной молитвы Бог дает плоды Святого Духа: любовь, мир, радость, способность терпения, воздержания.

Православное богослужение начиналось с того, что община собиралась вместе, пресвитер совершал молитву благодарения и каждый произносил свою молитву. Затем пресвитер благословлял хлеб и вино, верующие принимали их часть. Этими действиями все выражали свою любовь и общность. Позднее появились старшие члены общины, пресвитеры, и в то же время были выделены несколько доверенных лиц — служители, диаконы. По мере разрастания общины появилась третья ступень — епископы. Постепенно столичный епископ становился старшим над младшими епископами меньших городов, над пресвитерами ставился благочинный и т.д.

Постепенно усложнялось и богослужение, приобретшее определенный четкий порядок.

До сих пор в Церкви существует особое исчисление времени. Во-первых, это — суточный круг. В древности одной из форм исчисления времени была городская стража — время неотлучного пребывания ночных сторожей на посту. Они менялись через каждые три часа. На такие же промежутки делились и дни. Отсюда в богослужении до сих пор сохранились "часы", отмечающие время дня: первый час, третий, шестой, девятый. Таким образом, в монастырях отмечали молитвой каждый временной рубеж суток.

Церковный день начинается с вечера — в воспоминание о первых днях творения, как описывается в Библии: "И был вечер, и было утро, день первый" и т.д. Вечернее богослужение открывается вечерней. Современная вечерня начинается в пять или шесть часов вечера. Иногда под большие праздники совершается лития — когда духовенство выходит в притвор и произносит молитву, при этом освящается хлеб. В древности, когда службы продолжалась по восемь часов и более, это давало людям возможность подкрепить свои силы. На святом Афоне и в некоторых других монастырях по сей день служба продолжается всю ночь. В условиях обычных городских храмов это невозможно, поэтому утреннее богослужение — утреня — как правило, служится вечером.

Между утреней и вечерней читают шесть избранных псалмов, в которых передается внутреннее состояние человека, стремящегося к Богу — шестопсалмие. Потом наступает центральный момент службы — полиелей — когда зажигают все лампады, поется величание святому, память которого празднуют в этот день, читается Евангелие. Затем поется канон. Это древняя форма поэтического произведения, которая писалась по тематическим разделам. Заканчивается служба славословием, благодарением Богу.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Валюта
Официальной денежной единицей Индонезии является индонезийская рупия (rupiah Indonesia). Одна рупия состоит из 100 сен. До 1950 года денежной единицей был яванский гульден, равный голландскому гульдену. В годы японской оккупации (1942 - 1 ...

Раннее творчество
Сын орнаментщика и торговца эстампами Никола Буше Франсуа около 1720 работает в мастерской Ф. Лемуана у которого он получил первые уроки колорита наряду с более расплывчатыми уроками итальянцев. Первой его специальностью однако стало рем ...

Кино
Кино - искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что кино разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста ...