Богослужение

Материалы » Богослужение

Страница 2

Каждое богослужение представляет следующие темы: Первая — благодарение Богу; вторая — состояние души молящегося, третья — просьба дать силы для исправления своей жизни, и затем снова благодарение. По этой схеме строится и вечернее, и утреннее богослужение.

Утром совершается литургия, или, по-русски, "обедня" за которой происходит Евхаристия ("благодарение") — претворение хлеба и вина в пречистое Тело и Кровь Иисуса Христа и принятие верующими таинства причащения. Утреннее богослужение начинается с того, что священник готовит хлеб и вино для Евхаристии. Это называется проскомидия ("приношение"). Вынимаются частички из просфор и поминаются имена христиан, которые пишутся в поданных молящимися записках.

Утренняя служба начинается в храмах по-разному, но не позднее десяти часов утра. При организации паломничества следует учитывать, что верующие стремятся попасть в храм к началу службы, особенно если кто-то хочет причаститься. Поэтому нужно заранее узнать, во сколько начинается служба в предполагаемом месте паломничества и рассчитать время так, чтобы успеть к началу.

Следующий круг — седмичный, поскольку все мы живем в семидневном цикле. И здесь опять-таки несовпадение между церковным и гражданским календарем. По церковному календарю первый день недели — воскресенье, а не понедельник. По воскресеньям христиане посещают храм — следовательно, по возможности, маршрут надо рассчитывать таким образом, чтобы в привычное время паломники могли попасть на службу.

Церковный год начинается с сентября. В настоящее время в Русской, Сербской и Иерусалимской Православных Церквах принят "старый стиль" — т.е. юлианский календарь, по которому Церковь жила с момента своего возникновения. Он был установлен в 43 г. до н. э. императором Юлием Цезарем. В XVI в. западные христиане перешли на исправленный в соответствии с астрономическими изменениями григорианский календарь. Политические интриги и конфронтация Востока и Запада воспрепятствовали переходу православных на новый календарь. Эта проблема и по сей день остается непреодолимой, хотя в принципе любой календарь условен, поскольку относительна сама категория времени. Старый стиль отстает от нового на 13 дней. Соответственно, первый день церковного года, 1 сентября по старому стилю, это 14 сентября нашего гражданского календаря.

Церковные праздники бывают непереходящие, выстроенные по солнечному календарю, и переходящие, рассчитываемые по лунному. Первый праздник церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября. Затем следуют Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября, Введение Пресвятой Богородицы во храм — 21 ноября (4 декабря), Рождество Христово — 25 декабря (7 января), Крещение Господне — 6 (19) января, Сретение Господне — 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля), Преображение Господне — 6 (19) августа. Наконец, последний большой праздник церковного года — 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы. Таким образом, церковный год начинается и завершается празднованием в честь Богоматери, как бы охватывая всю Ее земную жизнь. Перечисленные непереходящие праздники относятся к разряду двунадесятых — т.е. двенадцати главных праздников года. Помимо двунадесятых есть великие праздники — например, Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых на Руси. Вообще праздники в Церкви совершаются ежедневно. Каждый день наполнен воспоминанием святых. В святцах люди находят свои имена, празднуют свои личные праздники, именины. В день ангела, день рождения, особо памятные дни принято причащаться.

Есть второй годичный круг — лунный. В него входит главный праздник Православия — Пасха, празднование Воскресения Христова. Пасха не входит в число двунадесятых или великих праздников. Это — "праздников праздник, торжество из торжеств". Исторически Пасха — праздник еврейский. Само слово в переводе с еврейского означает "прохождение мимо". У евреев Пасха — это воспоминание об исходе израильского народа из Египта, об освобождении из-под власти египетского фараона и о чудесах, сопровождавших это освобождение. День еврейской Пасхи — полнолуние после весеннего равноденствия, которое бывает 21 – 23 марта. Христианская Пасха никогда не совпадает с еврейской и празднуется в первый воскресный день после этого полнолуния. Поскольку православные и католики живут по разному календарю, Пасха у них совпадает только 1 раз в 11 лет. Православные, живущие по григорианскому календарю, Пасху рассчитывают по-прежнему по юлианскому.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Интонационная природа музыкально-педагогического диалога
Эпицентр интереса в современном мире смещается от высоких технологий – « high tech» к высоким человеческим технологиям – «high hume», направленным на изучение коммуникативного воздействия на человека и изменение его сознания, мировоззрени ...

Современное сельское хозяйство
Французские романы XIX века давали бретонским крестьянам отрицательное и архаичное изображение. После второй мировой войны, эти последние боролись за то, чтобы сделать бретонское сельское хозяйство высокопроизводительным. Сельскохозяйстве ...

Петербург реальный и вымышленный
Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из низ присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Пе ...