Богослужение

Материалы » Богослужение

Страница 3

Пасхе предшествует Великий Пост — время воздержания и главное —особого контроля за своими чувствами, мыслями, поступками. В результате самоконтроля, воздержания от отвлекающих внешних и внутренних переживаний человек приходит к празднованию Пасхи очищенным и просветленным.

Пасхальная служба строится по тому же признаку, но преобладают восторженные, радостные мелодии, выражающие состояние праздника. Русская Пасха особенно радостна. Вся наша пасхальная служба построена в тональности и ритме народных плясовых мелодий.

За Пасхой следует пятидесятидневный период до праздника Пятидесятницы. Через сорок дней после Пасхи отмечается Вознесение Господне — событие, когда Христос оставил землю, пообещав ученикам, что неотступно будет с ними и некогда придет опять, но уже для суда. Этот праздник особенно почитали в Оптиной пустыни как завершение евангельской истории.

Через десять дней после него — Пятидесятница или Троица. Исходно это тоже библейское наследие, но у нас свое наполнение праздника. Мы вспоминаем физическое явление Бога Аврааму под дубом в палестинском селении Мамвре, но отмечаем и откровение Бога человеку, о том, что Он есть абсолютно сущий, безначальный Дух, давший начало всему мирозданию. Так что мы празднуем по нашему обычаю и праздник всему мирозданию, украшая дома и церкви зеленью. Это исключительно русский обычай. В этом сказывается и наша привязанность к природе и особый мягкий характер русского человека.

В день Пятидесятницы, когда ученики собрались вместе, произошло великое событие Сошествия Святого Духа, т.е. Бог опять проявил Свою благую волю о мире и дал возможность всему миру войти в прямой контакт с праотцами, восстановить расторгнутое общение с ними. На иконе Пятидесятницы внизу в арке помещено поясное изображение старого человека в царской короне. Это космос, старое Бытие, мировой порядок. Дух сходит и на весь мир. Все мы — единое творение Божие, "одно тело", как формулирует святой апостол Павел. Это единство проникает все миропонимание православного человека. Оно есть наше наследие, которое проявляется и в природном сознании, и в богослужении.

Страницы: 1 2 3 

Важная информация:

Симон Ушаков
Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626-1686). Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем пер ...

Раннеисламский период
Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии еще в VIII в. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну. Искусство Индии исламской эпохи можно разделить на раннеисламский период (XI — пер ...

Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н.Толстого Ясная Поляна
В 1911 г. Софья Андреевна Толстая дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но получила отказ. Было решено назначить вдове писателя пенсию, которая отчасти шла на содержание усадьбы. С. А. Толс ...