Иллюзорный мир игр современного общества

Материалы » Иллюзорный мир игр современного общества

Страница 2

Некоторые типы телевизионных игр, основной принцип выигрыша в которых — удача или везение;

Азартные игры (рулетка, игровые автоматы).

На первый взгляд все эти игры разные. Однако, при ближайшем рассмотрении, можно найти объединяющую их особенность — это игры ухода, даже бегства от реальности.

Младенец в психоаналитической теории понимается как существо обладающее фантазией всемогущества, когда все в окружающем мире происходит, только потому, что этого захотел он сам. До некоторых пор эта позиция хороша, она служит целям выживания и развития. Если в этот период мать ребенка — дарующая женщина, тогда она насытится ее безграничной любовью и будет двигаться дальше, становясь все ближе к реальности и, все более адекватно оценивая свои возможности и ограничения. При этом он принимает желания, возможности и ограничения других людей и не воспринимает это как нелюбовь к нему. Фантазия всемогущества уходит, оставляя место принципу реальности. Если случилось так, что ребенку не было достаточно материнской любви, то основным побуждением его дальнейшей жизни будет ненасыщаемое стремление найти этот источник любви и завладеть им. Его бессознательные представления о собственной личности будут, как о могущественной или как о ничтожной, никчемной. Его переживание себя будет характеризоваться ощущением пустоты. Эту пустоту непременно нужно заполнить чем-то. Игра как нельзя лучше позволяет это сделать.

Тогда в игре подросток или взрослый человек становится супергероем, непобедимым борцом за какую-либо идею, идентифицируясь таким образом, с книжными, историческими или компьютерными персонажами. Для большей достоверности можно надеть костюм той эпохи, создать организацию единомышленников или использовать компьютерные спецэффекты, которые позволяют добиться ощущения реальности происходящего. Остальное доделает фантазия. Вживаясь в образ своего героя, человек постепенно отключается от реальной жизни, круг его интересов сужается, он начинает существовать в вымышленном, виртуальном мире. Этот мир хорош для него тем, что в нем все «как бы». При неудаче, компьютер можно запустить заново. Битвы хоббитов с гоблинами не заканчиваются гибелью или серьезным поражением, а выигрывая человек не обретает каких-либо важных для его внутреннего роста качеств. Полученные умения практически бесполезны в реальной жизни. Так создается иллюзия собственного всемогущества и одновременно безопасности, поддерживается пускай ложный, но позитивный образ я, строится мир в котором все по правилам и предсказуемо. Однако в этом мире нет человеческой любви и тепла, нет личностного и духовного роста, не настоящих побед и поражений. Этот мир — суррогат, который парализует творческие силы личности, делает ее зависимой от ею же самой созданной иллюзии.

У непережитых конфликтов раннего детства есть и другой способ проявления через игру. У многих телевизионных и других игр нет правил, по которым можно идти к победе, но есть воля случая, который может принести удачу или разрушить все. В этих играх ничего или почти ничего не зависит от способностей, смекалки, интеллекта, других возможностей самого играющего. Такие игры моделируют хаотичный непредсказуемый мир пограничной личности — человека, у которого была непредсказуемая, постоянно меняющаяся среда в раннем детстве. Для него любовь — это случайно пойманная удача. Не понятно из-за чего она приходит, когда и почему уйдет, но когда она в руках человек чувствует себя хорошим, достойным, счастливым, даже великим.

У такого человека нет собственных устойчивых границ личности, представления о том: кто я? Где я, а где другой? Куда и зачем иду? Чего на самом деле хочу? Есть стремление получить, схватить свою долю удачи, а не заработать ее. Именно так внезапно в детстве он получал любовь матери, ее похвалу, хотя также быстро и непредсказуемо терял. С тех пор и играет в рулетку с жизнью.

Перечисленные выше проблемы раннего детства достаточно широко распространены сейчас у ныне живущих взрослых и не очень взрослых людей.

Причин тому может быть много. Одна из них — это распад общества, в котором основной формой идентичности была наиболее простая и более ранняя Мы-идентичность, в отличие от более зрелой Я-идентичности. Это определялось массовостью большинства микро- и макросоциальных явлений и формировало в некоторой степени незрелую личность, для которой важнее быть включенной в какую-либо общность, чем найти, построить и реализовать свою индивидуальность. Во многом это и не представлялось возможным. К сожалению, не будучи индивидуальностью, зрелым и здоровым человеком нельзя вырастить и воспитать такового. Поэтому наши дети и подростки будут играть в супергероев, хоббитов, лотто, рулетку и другие игры со своей собственной жизнью в поиске безопасного фантазийного мира. А старшее поколение будет играть в подобные игры в поисках утраченных иллюзий безопасности, принадлежности к сообществу, предсказуемого мира. Ни те, ни другие, к сожалению, не живут в реальности, какой бы страшной она ни была…

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Греческая классика
Еще в VI в. до н. э. Афины вступили в пору расцвета. В конце века реформами Клисфена была закреплена победа демократии над аристократией. Афины стали главным городом Центральной Греции, основным очагом греческой культуры. Здесь родилось и ...

Культ мертвых и домашние божества
Духи предков назывались у римлян манами - чистыми, добрыми духами. В этом названии было больше лести, чем, чем действительной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждая семья чтила души собс ...

О методе типологического моделирования в исследовании традиции
Тема традиции сегодня звучит практически во всех подходах к исследованию общества в аспекте истории и культуры. Подходы философии жизни и герменевтики возвели понятие традиции в философский горизонт, придав ему онтологический статус. Трад ...