Господи, помилуй ;
Дево, рождшая Иисуса моего, моли избавити мя геены . ;
Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас;
5) распространенные постпозитивные обращения и предшествующая предикативная группа или ее часть:
.и сподоби мя жизни, Всенепорочная, нестареющая . ;
.спаси, ущедри, о Иисусе Благодетелю;
Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице.
Интонационная нерасчлененность компонентов синтаксической конструкции приводит к объединению в единый комплекс отдельных синтаксических и смысловых составляющих высказывания и способствует целостному восприятию содержательно-смысловых блоков молитвы.
Тенденция к просодическому выделению крупных семантико-синтаксических единств приводит к тому, что членение на синтагмы, отражая содержательную структуру молитвословий, разграничивает такие, например, компоненты их содержания, как призывание, славословие, благодарение, прошение. Так, в одном из вариантов прочтения песни Канона молебного ко Пресвятой Богородице граница синтагматического членения отделяет две содержательно-структурные части молитвословия – призывание и прошение:
Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево! От тяжких и лютых мя спаси.
Как видно из транскрипции, два структурно-семантических блока молитвы выделены в отдельные синтагмы. Вместе с тем внутри интонационных единств синтаксическая расчлененность высказывания не эксплицирована: в первой, призывательной части молитвы, которая состоит из распространенного именования субъекта речи и обращения к адресату молитвы, не зафиксирована адекватная синтаксической структуре просодическая сегментация речи.
Для неканонического молитвенного чтения также характерно как совпадение синтаксического и синтагматического членения, так и отсутствие координации между синтаксической структурой и ее интонационным выражением. Рассмотрение позиций синтаксически обусловленного членения речевого потока в неканоническом молитвенном чтении обнаруживает, что основная их часть совпадает с теми, которые были отмечены для канонического молитвенного чтения. По нашим наблюдениям, так же, как и в каноническом молитвенном чтении, просодически маркируются:
а) границы высказываний:
.да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя . ;
б) границы предикативных групп:
.и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим . ;
.да исполнится заповедь, которую Ты мне дал;
.да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли . ;
в) одиночные и распространенные однородные члены (именные и глагольные):
.благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня . ;
.благослови меня и благослови этот день, и помоги мне его .;
.кончину благую, христианскую, непостыдную ;
.честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем
Следует отметить, что в этой позиции при неканоническом молитвенном чтении возможны варианты интонационной сегментации, например:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!;
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!;
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа;
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Как видно из транскрипции, при перечислении именований адресата молитвы разные верующие, читая одну и ту же молитву, могут либо интонационно выделять каждый компонент перечислительного ряда, либо укрупнять интонационные единицы за счет включения в синтагму нескольких однородных членов.
Кроме рассмотренных позиций, совпадение синтаксического и синтагматического членения наблюдается в неканоническом молитвенном чтении на границе распространенного либо нераспространенного препозитивного обращения и предикативной группы, например:
Пресвятая Богородица, спаси нас;
Святый Ты отче Николай, моли Бога за нас;
Ангел-хранитель мой, благодарю тебя . ;
Матерь Божия, благодарю Тебя . ;
Господи, спаси нас;
Господи, да будет воля Твоя.
Вместе с тем материал показывает, что расположенные препозитивно или постпозитивно нераспространенные обращения могут не выделяться в отдельную синтагму, например:
Господи, благослови; Господи, помоги ;
Господи, защити; Спаси, Господи.
Приведенные примеры иллюстрируют случаи интонационной нерасчлененности нескольких синтаксических компонентов высказывания, что приводит к целостному восприятию его семантических блоков. Однако в неканоническом молитвенном чтении это лишь один из возможных вариантов несовпадения синтаксического и синтагматического членения.
Как показывает анализ, для неканонического молитвенного чтения в большей степени характерна противоположная тенденция членения речевого потока, которая проявляется в делимитации синтаксического единства на составляющие его элементы, просодическом выделении минимальных синтаксических групп, что приводит к смысловому подчеркиванию, усилению семантической значимости тех или иных компонентов высказывания:
Важная информация:
Татьянин день
С Татьяниным днем связано прошлое и настоящее просвещения, в котором мы видим залог лучшего будущего . И мы желали бы, чобы этот праздник был осмысленнее, чтобы общество, которое его празднует, глубже прониклось сознанием того, что, собст ...
Включение родителей в реализацию воспитательной системы школы
Образовательные потребности родителей повышаются в результате дальнейшей деятельности по открытости школы, участия в соуправлении ею. Родители имеют возможности посещать уроки, видеть их достоинства и недостатки. Не случайно, что в послед ...
Луна и Солнце
Двенадцать лунных месяцев – это почти время годового обращения планеты вокруг своего светила, однако «почти» крайне приблизительное. Разница близка к одиннадцати суткам. Момент весеннего равноденствия, праздник весны и пробуждения природы ...
Навигация