Как показывает транскрипция, в этом фрагменте молитвословия синтагмы объединяют несколько синтаксических компонентов. Первый минимальный речевой отрезок включает распространенные глагольные однородные сказуемые и постпозитивные обращения. Во вторую синтагму входят однородные нераспространенные адъективные составляющие именного сказуемого, обращения и однородные сказуемые.
Рассмотрим случаи синтаксически обусловленного синтагматического членения при каноническом молитвенном чтении. Анализ материала показывает, что интонационно маркированными в молитвах могут быть:
1) границы высказываний:
.мирен сон и безмятежен даруй ми;
.вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя./ Но та вера моя да довлеет вместо всех;
Воскресе из мертвых Христос истинный Бог наш молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских. Помилуй их и спаси .;
.иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй;
2) границы предикативных групп разной степени распространенности:
.да не будет ми в суд, да будет ми в живот вечный;
.Господь крепок и силен, Господь силен во брани;
3) одиночные и распространенные однородные члены:
.от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих;
.возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная;
.елика Ти согреших, аще словом, аще делом, аще помышлением, волею или неволею/, разумом или неразумием, вся ми прости;
Еще молимся о милости жизни, мире, здравии, спасении, просвещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих для начальствующих, учащих, и учащихся.
Как видно из примеров, синтаксически обусловленное интонационное оформление эксплицирует синтаксическую структуру молитвословия, выделяет ее составляющие, актуализирует смысловые связи внутри синтаксически распространенного фрагмента речи.
Вместе с тем анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, показывает, что симметрия интонационного и синтаксического членения проявляется в каноническом молитвенном чтении непоследовательно. Одна и та же синтаксическая позиция в одних случаях может интонационно выделяться, а в других не получить акустического воплощения. Приведем пример:
Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.
В этом молитвословии выделяются два перечислительных ряда (именной и глагольный), каждый из которых потенциально допускает просодическое выделение однородных компонентов. Однако, как видно из транскрипции, синтагматическое членение разграничивает только распространенные составляющие глагольного перечислительного ряда (освяти и сподоби), тогда как именные однородные члены (ум, душу и сердце .) сегментации не подвергаются.
Как показывают наблюдения, в каноническом молитвенном чтении, наряду с синтаксически обусловленным синтагматическим членением, широко представлена и синтаксически не обусловленная сегментация речевого потока. Она выражается, как правило, в интонационном объединении в одну синтагму нескольких семантико-синтаксических целых.
Анализ материала позволяет выделить следующие сочетания синтаксических компонентов высказывания, которые при каноническом молитвенном чтении могут объединяться в одну синтагму:
1) предикативные группы, имеющие в своем составе императивные глагольные формы, и последующие распространенные предикативные конструкции:
.вся ми прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего и аще что согреших .;
.и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен но избави мя . ;
.заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожу сетей многих; избави мя от них . ;
2) одиночные и распространенные однородные члены предложения (именные и глагольные):
.но воззови, молюся, Иисусе сладчайший, и спаси;
.надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед . ;
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне и присно . ;
.покрый мя в настоящий день и сохрани мя всякаго искушения противнаго;
3) препозитивные распространенные обращения, представляющие собой перечислительный ряд именований адресата молитвы:
Господи, Иисусе Христе, Боже мой, ослаби ;
Многомилостиве и всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе многия ради .;
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради .;
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, источниче жизни и бессмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости . ;
.ей, святый Ангеле Божий хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся ми прости . ;
4) стоящие в препозиции обращения и последующая предикативная группа или ее часть:
Важная информация:
Руанский собор Клода Моне
Собор в Руане — древней столице римской провинции в северной Галлии, возводившийся на том самом месте, где мы его видим сейчас, — первое культовое христианское сооружение. Его строительство было возобновлено в начале второго тысячелетия н ...
Сад как почтовое отправление
Изобретательный заведующий филиалом “Дом П.В. Кузнецова” Саратовского художественного музея Игорь Сорокин год назад вознамерился напомнить людям о том, что Саратов когда-то был городом садов, а сам Павел Кузнецов начинал свою автобиографи ...
День Рождества
25-е декабря, сам день Рождества, который во многих странах является кульминацией праздничного периода, проходит в Финляндии спокойно. Традиционно это тихий день, посвященный религии, когда единственное занятие – участие в службе в церкви ...
Навигация