Ливий и этрусские женщины

Материалы » Ливий и этрусские женщины

Страница 4

Достоин рассмотрения другой пример того способа, каким Ливий ошибочно рассматривается как источник сведений о поведении этрусских женщин, хотя он явно не попадает в категорию тех, о которых можно сказать, что они были политической акцией. Это хорошо известный эпизод, демонстрирующий контраст между женами других членов царского дома и добродетельной Лукрецией, трагической героиней если таковая когда-нибудь существовала. Согласно рассказу Ливия, царские сыновья спокойно выпивали во время осады Ардеи, когда сам собой возник разговор о добродетельности их жен и было решено разрешить возникший спор, нанеся нежданный визит каждой леди. В то время как добродетельная Лукреция была найдена прядущей шерсть при вечерней лампе в компании своих служанок, другие были найдены своевольно бездельничающими на банкетах в компании своих друзей. Об этом пассаже Ергон пишет:

"Достаточно робкая тактичность историка примечательна – как быстро он планирует занятия царских невесток: гробницы . не оставляют у нас сомнения, что они проводили время с приятными молодыми людьми, а в отношении того как они проводили время мы знаем, что они пили немало".

Это после того, как он посеял сомнения относительно печально известного пассажа Феопомпа! Причина недостатка деталей в описании занятий царских невесток состояла в том, что для рассказа историка была важна только чистая и трудолюбивая Лукреция, а остальные просто оттеняли ее. Однако, если критически подойти к вопросу, то нет ничего, чтобы позволило предположить, что царские невестки были этрусского происхождения; их мужья принадлежали к царскому дому, но это касается и мужа Лукреции Тарквиния Коллатина, а Лукреция была римлянкой. В то время как нет ни тени сомнения, что Ливий стремился противопоставить ленивое сладострастье и трудолюбивую чистоту, или дурное поведение и добродетель, нет ничего в его рассказе, что позволило бы предположить, что он имел в виду противопоставление разных культур, как это считается Ергоном и Бонфанте. К тому же образцы, вводимые Августом, предполагали то же самое. Мы знаем, например, что Август заставлял свою дочь и внучек изучать прядение и ткачество в качестве части их общего образования, предположительно из-за символизма этой деятельности, присущей хорошему дому, чистоте и трудолюбию. Понятно, благоприятный эффект шерстепрядения не отразился на дочери Августа Юлии, но можно предполагать, что наличие такого рода занятий в среде римской аристократии, с которой ассоциировалась Юлия, обеспечило Ливия образцом противоположным добродетельной Лукреции. Мы снова видим, что нет никакой необходимости указывать на этрусские общественные нормы как на модель, особенно когда Ливий не дает нам и намека, что имеет их в виду.

Таким образом, следует быть осторожным в стремлении использовать Ливия в качестве основы для предположений, что этрусские женщины играли активную политическую роль, особенно когда его рассказ является единственным источником и нет независимых свидетельств археологии или других литературных источников чтобы поддержать такое утверждение. Этрусские женщины действительно могли играть такую предполагаемую роль, но это еще не доказано. Что же до Ливия, то хорошо бы помнить, что он является продуктом своего века и что все явления, идентифицируемые Ергоном и другими как категории этрусского общества, лучше объяснимы как примеры, с которыми современный Ливию мир был знаком.

Страницы: 1 2 3 4 

Важная информация:

Организация театральных представлений
Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходи ...

Эпоха Империи
В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки - учителя, секретари, советники - появляются в каждом ...

Евнух
Первый документированный случай использования евнухов для охраны гарема встречается в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира. Это описание относится ко времени завоевания КиромВавилона в 539 г. до н. э. Однако, скорее ...