Эпоха Империи

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки - учителя, секретари, советники - появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать своё образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако, эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала. Ведущие представители римской культуры считали, что греческая культура должна была лишь подкрепить и осмыслить древний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить представление о « доблести » представлением о « гуманности » в широком смысле.

В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает своей вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы.

Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 г. н.э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 г. н.э.) в честь победы над даками.

Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п. Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима - амфитеатр Флавиев - Колизей (75 - 90 гг.), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли разместиться 50 тысяч зрителей.

По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон (ок. 118-125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Высота Пантеона 42.7 метра, а диаметр купола - 43.5 метра, т.е. высота стен приблизительно равна его диаметру.

Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий - гигантских терм или общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. По сути дела, римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и тёплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже умственных занятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н.э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н.э.).

В эпоху империи дальнейшее развитие получили рельеф и круглая пластика. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно повествует в камне о походе римских войск против даков. Здесь изображены войска на марше, битвы, осады крепостей, и даже военные советы.

Ведущее место в римской архитектуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название « августовский классицизм ». В это время появляются парадные придворные портреты в рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (нач. I в. н.э.).

Позднее в скульптурном портрете углубляется индивидуализм. Таковы портреты императоров Нерона и Каракаллы, где авторы старались выразить характер и образ мышления живых императоров .

В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. - самая непродуктивная полоса в её истории. Римская империя ещё продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культура существует лишь отдельными, так сказать, островками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой.

Важная информация:

Загробный мир во времена XVIII-XX династий
Как представляли себе загробный мир (по-египетски "дат" - "то, что внизу") во времена XVIII-XX династий (1500-1000 годы до нашей эры), показывают росписи на стенах гробниц фараонов в Долине царей. В центре "Амдуат ...

Структура и функции общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или ком ...

Круг песнопений. Циклизм
Древнерусская церковная музыка обладала сложной и разветвленной системой музыкальных (певческих) жанров, опиравшейся на византийские традиции. Его характер определялся в первую очередь тем, что профессиональная музыка была вокальной, поэт ...