Мир детства в творчестве В.А. Серова

Материалы » Мир детства в творчестве В.А. Серова

Страница 2

Выдающийся мастер портретной живописи В.А. Серов (1865-1911 гг.) в отличие от представителей критического реализма предлагает совершенно другое решение темы детства. Его художественно-эстетическое воплощение на полотнах образов детства лишено социально-критической ноты, хотя жипопись В.А. Серова отличалась глубоко реалистической манерой изображения, а сам он сочувствовал революционно-демократическому движению в России. Его полотна, воплощающие детскую тему – “Девочка с персками”, “Портрет Мики Морозова”, “Дети” отмечены не только глубиной психологического постижения мира детства, но и проникнуты высоким и светлым гуманизмом. Несомненной заслугой В.А. Серова как живописца являлось, что он сумел проникновенно увидеть в присущем мировосприятии восторженность и радостность восприятия жизни, очарованность ею, которые уже никогда не повторятся в их взрослой жизни, обременённой тревогами и заботами.

Естественно, возникает вопрос, что заставило художника обратиться к детским образам в портретном жанре, какие жизненные обстоятельства побудили его исследовать острым взглядом художника сложный и неповторимый мир детства. В литературе, посвящённой творчеству В.А. Серова, обычно ссылаются на трудное детство художника. Его отец, известный композитор и музыкант, рано скончался, и будущий художник остался на попечении матери, отличавшейся неровным характером. Увидев в своём пятилетнем сыне задатки большого таланта, она стремилась развивать их у него, но делала это зачастую не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка. Большую роль в творческом становлении В.А. Серова сыграл выдающийся русский живописец И. Репин, один из первых заметивший яркую художественную одарённость мальчика. Важным событием детской биографии В.А. Серова являлось неоднократное пребывание в семье С. Мамонтова, богатого промышленника, известного русского мецената.

Ещё 9-ти летним мальчиком Серов был приглашён вместе с матерью в Абрамцево, где проживала семья Мамонтовых, и где в ту пору сложился известный “абрамцевский кружок”, в котором С. Мамонтов стремился объединить многих русских художников. Подружившись с детьми Мамонтова, в том числе и с “Веруней”, ставшей спустя несколько лет моделью его выдающегося произведения “Девочка с персиками” (1877 г.), он впервые окунулся в мир радостного и весёлого, беззаботного детства, ибо семья Мамонтовых была очень дружной, весёлой и талантливой. “Серов, попавший к нам в семью ребёнком, был для нас как родной”, – вспоминал В.С. Мамонтов. – Недаром он, будучи особенно сильно привязанным к моей матери (Елизавете Григорьевне) неоднократно говаривал, что “лююит её не меньше своей матери”. Он жил в Абрамцево несколько месяцев, озорничал вместе с детьми Мамонтовых, и даже более них, как пишет об этом в цитированном отрывке сын С. Мамонтова.

Родная мать В.А. Серова, хотя и в немалой степени способствовала развитию талантов сына, вела довольно сумбурную творческую жизнь, и в детском сознании мальчика символизировала собой дисгармоничность окружающего мира. Она неожиданно приезжала в Абрамцево, забирала сына с собой на пару месяцев и опять привозила к Мамонтовым, вновь уезжала на гастроли, невзирая на чувства ребёнка. Напротив, Елизавета Григорьевна, в глазах В. Серова являла собой не только идеал матери, но и хозяйки: спокойная и уравновешенная, нежная и отзывчивая, широко образованная она могла дать мальчику семейное тепло и уют, которые ему были так необходимы. Позднее, в годы своего обучения в Академии художеств, он продолжал гостить летом в семье Мамонтовых, принимая деятельное участие в постановке домашних спектаклей.

В 1887 г., вернувшись из кратковременной поездки в Италию, В.Серов задумывает создать новое полотно, проникнутое светом и солнцем, немущее в себе свежесть восприятия, которую он видел на картинах импрессионистов. Именно в этот период у него зарождается стремление, ставшее затем идейным стержнем всего его творчества – увековечить и остановить прекрасное мгновение, превратить художественный мир картины в эстетический аналог бесконечного и меняющегося мира. Этим обстоятельством можно объяснить присущую многим полотнам художника удивительное своеобразие и оригинальность исполнения, сбивавшая с толку искусствоведов.

Вот как сам В.А. Серов описывает идейный замысел художественного шедевра “Девочка с персиками”, созданного летом того же года в Абрамцеве: “Всё, чего я добивался, это – свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную (Веру Мамонтову – авт.) до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, – вот как у старых мастеров”. Другой, не менее существенный мотив обращения молодого художника к написанию портрета 12-ти летней дочери С. Мамонтова, – это его неподдельный интерес к миру детства, воплощённый в ряде других его известных произведений, интерес, который стимулировался самим фактом пребывания в Абрамцеве, где он провёл лучшие дни своего детства. Члены семьи Мамонтовых вспоминают, что тем летом, когда художник работал над портретом Веруни, они очень часто общались. “В обществе Веруни и её сестёр Серов совсем не был хмурым. Он мог носиться с ними по саду, затевать, как в детстве, всякие проказы и забавы, он был их любимцем”.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Немного о святках в допетровской Руси
Напомню вам, уважаемые читатели, что праздник Рождества является для христиан воплощением идеи двумирности, так как бог сошел на землю, "преклонив небеса". И, следовательно, пафос всего праздника заключается в том, что произошло ...

Порт-Артурская икона Божией Матери
Первый явленный образ ХХ века - Порт-Артурская икона Божией Матери - чудесен по своему происхождению и необычен по композиции: никогда еще в иконографии Царицы Небесной не было изображения, на котором плат с Нерукотворным Ликом Спасите ...

Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как относительно самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, ...